Под звуки дизеля
Пешком  (27.06.2016 - 12.07.2016)
Маслов Дмитрий

 

Все вместе

    Я пишу этот "дневник" в 2018 году. Пока что-то ещё помню. Память стирается быстро, исчезают детали. Пишу его для себя и участников похода, чтобы сохранить в памяти какие-то яркие моменты жизни. Не написал бы - как будто и не было ничего летом 2016 года. Что-то я уже  и сейчас помню не наверняка. Поэтому постараюсь быть кратким.
   Поход в район Баргузинского хребта не планировался заранее. Задумывался совсем другой поход. Но он не осуществился. Отпуск жалко было терять. Хотелось побывать в новом, неосвоенном нами районе. Вот и "сбылось это"...

Идея путешествия 

  Бургузинский хребет мало освоен туристами. Во всяком случае, "хорошо натоптанных" маршрутов по этому району не очень много. Идея состояла в том, чтобы, тем не менее, не изобретать велосипед, а пройти первую часть по маршруту Славы Завьялова 2015 года и выйти на берег Байкала по его же маршруту 2010 года. Примерно так. Уж больно красиво и дико выглядело из Москвы то, что я читал в его отчетах. Я перечитывал описания, разглядывал картинки этих маршрутов и мечтал так долго, что времени придумывать что-то своё у меня не осталось. Маршрут начинался от БАМа и должен был закончиться на берегу Байкала в районе озера Фролиха. Мне казалось, что две ходовые недели это вполне достаточный срок, чтобы совершить такой вояж: в себе и Саве я был уверен. С другой стороны грызло сомнение, что мы не пройдем и 1/3 маршрута, и это будут слезы. Потому что ждал нас злой курумник. Как Катя (жена моя)  по нему пойдет?  Для нее это ключевое препятствие. Не может она по нему идти, и все. Не план, а авантюра в чистом виде.
 
28-29 июня    Утром прилетели в Красноярск. На такси доехали до ж/д вокзала, подождали немного поезд Москва-Северобайкальск и с комфортом двинулись в купейном вагоне на восток. Оказывается, вероятно от хорошей жизни, в поездах дальнего следования мы не ездили уже давно. Воспоминания о поездках 90-х разительно отличаются от сегодняшнего дня. Качество обслуживания и педантичность компании РЖД приятно поразили. В поезде познакомились с двумя колоритными англичанками бальзаковского возраста, которые являются большими поклонницами путешествий по российским железным дорогам. Сложным маршрутом с многочисленными пересадками они ехали из Москвы в сторону Иркутска, откуда собирались улететь домой. Обе мечтали когда-нибудь проехать по Трансибу на Дальний Восток и закончить путешествие в Китае.
    На следующий день в Северобайкальске немного погуляли, купили газ, сходили к Байкалу. Туман вперемешку с дымом от лесных пожаров. Пообедали в привокзальной столовой, купили билет на состоящий из одного плацкартного вагона местный поезд Северобайкальск - Новый Уоян, на котором доехали до станции Кирон.
    Кирон оказался двумя крошечными платформами и маленьким вокзальчиком. Вышли на этом полустанке, естественно, только мы. Вокруг никого, кроме комаров. Вечереет, время почти 20 часов местного времени. Дошли до грунтовой дороги, идущей вдоль железки  из Нижнеангарска. Я не сразу сообразил в какую сторону нам по ней нужно идти, и наверное лишние 200 метров мы прошли на восток, но быстро осознали свою ошибку и нашли правильный съезд с грунтовки на проселок, по которому двинулись к приключениям, напутствуемые строгим плакатом, запрещающим входить в лес по причине бушующих лесных пожаров.
    Как-то я плохо подготовился к старту: компас у меня был далеко в рюкзаке, и как выяснилось на месте, дома я неправильно настроил свой GPS, и он в тот момент показывал неверные координаты, которые я никак не мог сопоставить с картой. Поэтому мы ориентировались пытаясь "положить местность в карту" или наоборот. И пока было светло, у нас получалось неплохо. Нас окружали заболоченные луга с перелесками, покосы и адские комары, которые не давали сосредоточиться на рассматривании деталей. Шли по проселочной дороге, потом через поле, потом через лесок и опять по дороге. Переходили какой-то ни то ручей, ни то старицу и болотистый луг.
    Наконец, стемнело полностью. Фонарик у меня был рядом с компасом, на дне рюкзака. Дорога в темноте стала еле видна. Как мне казалось, мы были уже где-то  рядом с Ангарой, но она никак не находилась. И вот справа от дороги мы разглядели какой-то  водоем, то ли озеро, то ли река. Направились к этому светлому пятну через высокую траву напрямую. Оказалось, что это озерцо с заболоченными илистыми берегами. Выбора у нас не было. Мы утоптали траву и встали лагерем. Первую усталость и экстремальное начало маршрута нам помогли скрасить баклажка дальневосточного пива Dragon и по омулю на человека. Мучения доставило невероятное количество комаров. Но, в конце концов, все пока шло по плану.

30 июня
    Утром хорошая погода, но все равно есть дымка. Позавтракали, огляделись. Вернулись на дорогу и ,пройдя по ней 10 минут,  вышли на берег Ангары. Оказывается, до места, где стапелился Завьялов, мы  вчера не дошли совсем чуть-чуть. Тут же стали стапелиться и мы.
    Катамаран, который по плану похода был нужен только для переправы на другой берег Ангары, был экстренно сшит накануне похода по моему эскизу из найденных на антресоли материалов (тафеты) тещей, за что ей большое человеческое спасибо. Когда-то мы с Катей ходили в спортивные водные походы, и вообще я начинал как турист-водник. Поэтому баллоны были взяты от нашего старого катамарана-двойки. При стапеле у одного из баллонов оторвался гнилой сосок. Пришлось изворачиваться и из авторучки изготавливать ремонтный штуцер.
    Сплав-переправа заняли около часа. Течение в реке слабое, на катамаране царила приятная  расслабуха. GPS я к этому моменту наладил, к карте привязался.
Мы причалили в 100 метрах ниже места чалки Завьялова и поставили лагерь на высоком берегу. Купались, сушили баллоны и шкуру, варили грибы. Сава изготовил из пустых пластиковых бутылок поплавки и заставил меня участвовать в постановке браконьерской сети. Получилась полноценная  полудневка. Если бы не бешеные комары, то был бы полный релакс. К вечеру, правда, выяснилось, что слабое течение всё-таки сдвинуло  нашу сеть, она за что-то запуталась, и вытащить мы ее не смогли. Ну, хоть искупался  как следует.
Под вечер я сходил на разведку в поисках тропы. Тропу я нашел.




1 июля    Утром очень душно. Воздух какой-то жирный. Пошли по лесу по найденной накануне тропе. Лес густой. Через какое-то время сошли с тропы, поскольку она шла вдоль Ангары а нам надо начинать подниматься вверх. Перешли ручей. Набрали воды в бутылки. Духота разразилась сильным дождем. Начали затяжной и местами довольно крутой подъем.
    Набор высоты по лесу неприятен, поскольку отсутствуют пространственные ориентиры: не ясно ни сколько еще подниматься, ни сколько ты набрал высоты и даже направление подъема можно понять только по азимуту. Вымокли до нитки в мокром от дождя лесу. Обед под дождём и на склоне решили не готовить, устроили перекус из сухарей с колбасой и сладкого.
 Наконец показался просвет, лиственные деревья  сменились молодыми кедрами и кедрачем. Склон стал положе. Тут началась другая беда - курумник.  Подъем на вершину проходил уже под Катины слезы. Наш невысокий темп дополнительно снизился.
    Наверху туман. Выбрались на плечо, с которого двинулись дальше. Сначала все тот же мокрый курумник, поросший горелым стлаником и кедром, потом вообще сплошное свежее пожарище. Мне показалось, что местами почва была ещё теплая. Пожар был совсем недавно. Как это ни удивительно, но по горельнику идти оказалось проще, чем просто через кедрач - видно куда дальше. Хотя конечно все перемазались сажей.
    Подошли к следующей сопке. Попробовали двигаться дальше, но сразу поняли, что курумник стал крупнее. Дождь к этому времени, правда, кончился. Никуда мы сегодня уже не пройдем - надо вставать. Но и эта задача оказалась не из простых. Найти в нагромождении камней площадку под палатку было нетривиальной задачей. Пилили лапник (у нас была ножовка), таскали камни - ровняли как могли. Палатку поставили на большом плоском камне, еле-еле поместились. Выяснилась ещё одна неприятная деталь: воды у нас только с собой на ужин. В обозримых окрестностях воды нет. Завяловский отчет обещает снежники на северных склонах, до которых мы не дошли. И не ясно, есть они еще там в этом году. Как-то все тревожно. Все, спать, утро вечера мудренее.


2 июля    Ночью громыхала гроза, и поливал дождь. Ветер трепал палатку. Сквозь сон мне казалось, что домик наш сейчас улетит. Катя, тем временем, совершила маленький подвиг: она лежала с краю и сообразила собрать воду с тента палатки в миски, а потом в бутылки. Этой воды нам хватило на завтрак.
    После завтрака двинулись вверх. Погода наладилась, дорога нет. Сплошной крупный курумник, крутой склон, стланник. Скорость движения не поддается измерению, она исчезающе мала. Взобрались на  плечо сопки. Лезть на макушку, как это делал Завьялов, у нас не было физических ресурсов. Уже в этот момент я подумал, что задуманный маршрут мы не сможем пройти. Объективно.
    С плеча красивый вид назад,  на долину Ангары. Пошли траверсом сопки без серьезного набора. Прошли чуть-чуть и встали на обед. Потому что опять налетел дождь и мы, расстелив плащи, насоборали воды на суп. потом стали собирать воду на чай и даже вскипятили его, но я поскользнулся на камне и разлил уже вкипевший котелок. Все, воды у нас больше нет, потому что и дождь кончился.
    Двинулись дальше траверсом склона, через сплошной курумник: где-то мелкий, где-то крупный, а где-то очень крупный, для Кати почти не проходимый. Оценив нашу скорость, в какой-то момент я решил, что дальше двигаться вперед бессмысленно, мы можем оказаться в аварийной ситуации: без воды и без возможности поставить палатку. Начали карабкаться вниз к деревьям. Подспустившись, между огромных камней расслышали журчание ручья. Но нащупать в расщелинах воду нам не удавалось. Спустились еще ниже и о чудо! На границе леса между камней нашлась лужа, из которой кружкой можно было начерпать воду.
    Стали искать место для палатки. Это оказалось также нетривиальной задачей. В итоге свою площадку мы изготовили путем проведения масштабных земляных работ: частично срыли склон, в ногах сложили фундамент из камней, присыпали его срытой землёй. Площадочка получилась узкая и относительно ровная. Но все равно, мы были счастливы вечером. Ведь если бы мы не нашли воду, нам пришлось бы спускаться на дно долины.

3 июля    Выходим траверсом все той же сопки по кромке леса. Удается найти приемлемый для движения путь. Курумник стал мельче, местами зарос травой. Все равно идем очень медленно. И тут подрезали очевидную тропу наверх. Это абсолютная неожиданность. Тропа хорошая, однозначно читается. Конечно идем по ней. Погода опять испортилась. Моросит мелкий дождь.
    Вылезли на перевал. Ветер. Неуютно. В этой точке мы должны были быть по плану день назад. Обнаружили следы человеческой активности прошлых лет. Выровненные и расчищенные площадки. Есть участок окопанный и обвалованный камнями. Когда-то тут стояла большая палатка. Здесь же есть ручеек.
    Немножко отдохнули и двинулись дальше. Идти по вершинам просто. Горы вдали кажутся серьезными. На ближайшую сопку лезть не стали, решили обойти ее с востока.  Облака над нами и ниже. Дождь слегка притих.  На широком перевале между сопками устроили обед. Вода повсюду - лужи и болотца на местах растаявших снежников. Пока обедали, пошел сильный дождь.
После обеда прошли ещё немного вперёд вдоль северных склонов сопок. Потом, спустившись ниже в долину ручья, оказались в высоком мокром ернике, пронизанном множеством  оленьих тропп и тропок. Нам удалось не запутаться в этом лабиринте, а найти тропу, которая  лезет в гору и приводит на перевальное плечо с парой характерных скал. Тут тропа набита, однозначна, вдоль нее тянется старый цветной провод, оставленный, вероятно, геологами, и мы пошли вдоль него. Дождь, ненадолго прекратившийся,  опять усиливается, вода затопила все ложбинки и чавкает  между травяными подушками. Тревожно, мокро, холодно.
Провод кончился и тропа вместе с ним растяала в мелких кустах. Теперь ищем ровное сухое место. Прошли болото и нашли пару галечных плешинок. Быстро поставили палатку и готовили ужин под проливным дождем, укрываясь от него и ветра Савиным  зонтом.



4 июля    Утром оглянулись вокруг. Дождь кончился. Небо голубое с облаками. Оказывается, мы не первые стоим на этом месте: кто-то когда-то ставил здесь палатку, окапывался. Не одни мы интуитивно выбрали эту площадку: она на краю болота, ровная и чуть возвышенная. Вокруг раздолье: лес кончился, горы пологие - иди не хочу.
    Идем потихоньку. С края нашего плато снова видна Ангара и чуть ли не точка старта. Ходим мы здесь кругами уже несколько дней!
Поднялись на какой-то невысокий перевальчик. На пологом спуске впереди я увидел крупного оленя с огромными рогами. Олень какое-то время разглядывал нас, а затем неторопливо скрылся в зарослях.  Жаль, что я взял в поход непроверенную мыльницу с плохим объективом. Кадры могли бы получиться отличными.
    Дальше после небольшого перевала начался спуск в долину правого истока ручья Такикон по сплошному высокому и плотному ернику. Когда мы дошли до ручья, олень ненадолго снова появился, но уже на склоне противоположного берега. Мы попытались идти вдоль ручья, но это оказалось очень сложно: мягкий глубокий травяной матрас с зарослями березки. Поэтому  решили перейти ручей, не доходя до верховий, и сразу подняться на высокий противоположный берег. Я не уверен, что мы поступили правильно, потому что сразу подняться на склон у нас не получилось, и мы петлями ходили по нему в поисках проходов в зарослях кустов, потратив на блуждания значительную часть наших сил.
    Сверху наш дальнейший путь вперед теперь читался - плавный набор высоты на перевал. Миновав злополучные кусты, мы остановились на обед возле нескольких одиноких кедров, поскольку солнце начало припекать.  После обеда плавный подъем на гребень. Здесь твердая почва под ногами, мелкая галька. Вокруг красиво, горы приближаются. Ориентируемся и отдыхаем.
У меня в ушах гудит какой-то низкочасточный звук. Никто кроме меня его не слышит. Такое ощущение, что где-то на БАМе или даже в Верхнеангарске работает дизель. Но, получается, что слышу его только я.
    Как не верти карту, а идти нам дальше только наверх. Перед нами гора. Тут даже кем-то набита тропинка! Лезем вверх. Подъем дается нелегко, силы заканчиваются. Вершина плоская, с нее только полого вниз. Красиво вокруг, однако. Но дело близится к вечеру. На спуске с вершины нашли болотце с лужами и ровную площадку. Рядом снежнички. Тут и встали. Вечер был холодный.

5 июля    Уже всем совершенно понятно, что маршрут мы не пройдем. Любые 300 метров курумника остановят нас на день. А таких участков впереди много. Вроде бы вслух обсудили, что вот дойдем до гор, а там видно будет, что делать дальше. Но мне, как руководителю, совершенно не ясно, что мы будем делать. Идти назад? Я даже думать про это побаиваюсь.  Пока же Сава рвется вперед. Наверное, он не все до конца осознал, и я его не осаждаю. Мы идем вперед.
    На высоту 2045, на вершине которой стоит триангуляционный знак, мы не пошли, хотя она и была совсем рядом. Пошли сначала траверсом этой вершины, а затем начали пологими ступенями сбрасывать высоту. Вдали видны горы, к которым мы уже не пойдем. Спустились со склона на перевал. Скорее это можно назвать широким перевальным плато. Кочки и густой мох. Идти тяжело. Пересекли это заболоченное плато, но на следующую вершину подниматься не стали, а начали обходить ее с севера, в надежде сократить набор высоты. Дошли до ручья и остановились на обед.
    После обеда продолжили подъем вдоль ручья, он был не очень длинным, и мы вышли на очередное верховое плато. Еще немного, и мы оказались на его краю. Дальше только вниз. Здесь возле скал панорамная точка на вершины Баргузинского хребта. Вниз идёт набитая тропа.  Передохнули,  пофотографировались и начали спускаться. Тропа идет траверсом, в направлении верховьев речки Нялбинга, а нам бы хотелось спускаться к месту её впадения в Илокалуй. Поэтому, мы спустились по тропе с крутой части перевального взлета, а дальше пошли верхом  по траве и мелким кустам в сторону Илокалуя.
    Вскоре стало ясно, что пора начинать спуск ближе к воде в долину Нялбинга, борта которой плотно заросли сплошным кедровым странником Мы наметили маленькое возвышение недалеко от берега среди моря этой непроходимой сельвы как конечную цель сегодняшнего дня. Казалось, что от  этой макушки, которая пока была ниже нас, недалеко до воды, и мы рассчитывали найти стоянку где-нибудь на берегу.
    Траверс борта, представляющего собой завалы заросшего кедрачем курмника,был затяжным и мучительным. Кате спуск по ветвям давался с особенным трудом. И все же мы пролезли. Посреди невообразимого хаоса камней и ветвей мы нашли ровную площадку около намеченной макушки, а меж камней нашли воду, которую можно было начерпать кружкой. Вечером жгли костер и долго не ложились, глядели на звезды и болтали. Было ясно, что какой-то этап похода мы завершили.

6 июля    От места ночевки движение пошло веселее: здесь положе и между кустами кедрача есть какие-никакие проходы. У левого склона нашей "намеченной" макушки несколько скальных выходов, от которых неожиданно начинается явная набитая тропа, идущая круто вниз к Иллокулую. Это удача!  Без неё крутой спуск в долину напрямую через плотный кедрач означал бы для нас слезы и целый день борьбы.
    Спустились вниз в лиственничный лес. Никак не дойдем до реки. Теперь тропа все время норовит потеряться. Наконец вышли к реке. Сели отдыхать.
К этому моменту план у меня уже был достаточно четким: дойти по Илокалую до речки Светлой и попытаться сплавиться по ней до Ангары. К сожалению, на эту аварийную  часть маршрута у меня была только обзорная 5-ти километровка, к тому же уменьшенная и плохо распечатанная, но даже на ней вдоль Илокалуя была пунктиром обозначена тропа. Поэтому я думал, что до Светлой, до которой по моим прикидкам было 25 км, мы дойдем за пару дней. Вполне посильная задача: вдоль реки и с тропой-то. Пару отчетов туристов водников, которые сплавлялись по Светлой, я тоже бегло просматривал дома. Конечно, я ничего не помнил наверняка, но уяснил, что все ключевые препятствия, кажется, находятся выше  впадения Илокалуя. Река сплавная. Катамаран у нас есть. Что мы по рекам не сплавлялись что ли? Этот вариант выброски оптимален. Я даже придумал, как мы проведем оставшиеся, освободившиеся  дни на берегу Байкала.А пока мы начали движение по лесу. Тропа то появлялась, то исчезала. Ее характерное свойство -  кусочная непрерывность. Причем появляется тропа, как правило, в тех местах, где и без тропы идется легко, и теряется в густом заваленном  лесу. Я так понял, что в основном по ней ходят копытные звери.
    Идти по лесу оказалось тяжело, энергозатратно. Обедали прямо на берегу реки, на камнях. На стоянку мы встали поздно, сразу после перехода через небольшой приток. Место в лесу под трехместную палатку искали долго: то очень сильный уклон, то бревна, то кочки. В итоге, площадку пришлось "дорабатывать напильником" с помощью лапника. Устали очень, сразу завалились спать.



7 июля    Несмотря на вчерашнюю усталость, мы еще полны оптимизма. Правда, он начал быстро таять. Движение по лесу очень медленное, тропа плохая, заваленная бревнами.  Вдобавок после пересечения очередного притока начались прижимы. Сначала мы пытались идти вдоль воды, но от этого темп еще упал: нагромождение камней, заваленное бревнами и заросшее деревьями, тому способствовало. Перешли на правый берег Иллоколуя. Здесь даже нашлась неплохая тропа, но она быстро уперлась в скалы, повернула к воде и ушла в реку. Пришлось ещё раз бродить в узком бурном месте - глубоко и страшно.
    После брода устроили обед. Рядом с костром чудесный улов с прозрачной водой, где ходят хариусы. Соблазн был огромен. Пока Сава варил суп, я быстро смастерил удочку и поймал трех микро-селедок. Макро-селедки на мою мушку не ловились. Ничего не оставалось, как и из них сварить похлебку.
    После обеда тропа стала четкой. Линейная скорость движения, тем не менее, меньше двух километров в час, при том, что в этот час мы делали несколько привалов. Ещё раз перебродили реку. Нашли четкую тропу по правому берегу. На тропе видели несколько старых ржавых капканов. Лес в основном лиственничный, но встречаются гигантские кедры.
После того, как тропа в очередной раз бесследно растаяла, встали на стоянку на низком правом берегу реки, у воды. Здесь мы нашли сильно заросшее кострище со сгнившими рогатинами. Когда-то тут бывали люди. Еще до ужина Сава ушел куда-то в лес, не сообщив нам цель. То ли тропу искать, то ли тоску разгонять.





8 июля    С утра сразу брод. На левом берегу нашли тропу, и пошли по лесу. Вскоре тропа зажимается прижимом к реке. Начинаем набор высоты, чтобы идти верхом. Набор крутой, подъем с лазанием через упавшие деревья и выходы разрушенных скал, неприятный. В какой-то момент поняли, что подъёму нет конца, а выше вверх не пройти - спустились и пошли просто через лес.
Обедали возле ручья в лесу под скалами. GPS показывает, что с утра мы прошли удручающе мало, около двух километров. Мы стараемся изо всех сил. Но таким темпом мы вообще никуда не дойдем!  Все это понимают, а Катя нервничает, очень устала.
    После обеда снова нашли тропу. Идти по нетронутому лесу сложно: хоть он и не густой, , но это сплошное перелезание через упавшие стволы. Горы тем временем отступили, остались где-то позади. Перешли широкое сухое русло  речки Талакит. Лес стал редким и вскоре мы уже шли по широким просторам, заросшим кустами спелой голубики. Увы, здесь в сухом болотце тропа теряется. Думаю, что сносная  тропа, по которой мы шли после обеда, уходит вверх по Талакиту. А мы направились вдоль Илокалуя опять по каким-то обрывкам тропы. На берегу видели соболя, который издавая характерный писк, убежал вверх по стволу лиственницы. Удивительно, но я продолжаю слышать  гудение дизеля. Никто не слышит, а я с мотором.
    Тропа подошла вплотную к воде и уперлась в бом. Было очевидно, что нужно снова бродить на правый берег, точнее на остров. Река здесь разливается на протоки и левая протока совсем мелкая. Мы прошли прямо по воде метров двести и встали на ночевку на острове. Голова кружится от усталости, нет никаких сил вести разговоры. Все удручены нашим черепашьим темпом. Скрасили наши неудачи несколько крепеньких, как на картинках, подосиновиков, которые росли между лиственниц на нашем острове.



9 июля    С утра в очередной раз посчитали дни. Что-то у нас уже все напряженно со сроками. Перешли вторую протоку и пошли низким правым берегом. Очень тяжело. Лес густой, тропа звериная, петляет, а главное, идти по ней быстро не получается. Наша реальная скорость около 500 метров в час. Мы близки к отчаянию. Было странное ощущение, что какой-то враг специально изрыл весь лес глубокими канавами и заполнил их водой. Когда идти стало совсем сложно, вышли из леса на берег.   
    На берегу был галечный плес, а река, шустрая и довольно глубокая в этом месте,  вяглядела вполне сплавной. Да, издержки этого раннего начала сплава были очевидны: это и отмели, и разбои, и завалы. Но лучше мы будем многократно обносить по камням катамаран, чем биться об этот чащобинг. Так и решили.
    За пару часов собрали катамаран. Пообедали и отчалили. Река несет шустро. На каждом втором повороте проводка. Катамаран маленький, а на нем 3 человека с тремя рюкзаками. Одним словом, эмоций много. А главное у нас наконец появилась скорость движения и динамика! Сейчас мы быстренько выплывем к людям, уедем на Байкал и съедим своего копчёного омуля.
Но нет. В районе 5 часов вечера река делает очередной крутой правый поворот. На заходе видно, что струя разбивается большими гладкими валунами на множество струй, камни в шахматном порядке, проход для нас невозможен. И воды в реке маловато. Чалимся на левом берегу. Решаем обвести сложный участок. Когда поняли, что он длинный и конца ему пока не видно, сказали Кате, чтобы она ставила лагерь у воды сразу за поворотом, а сами повели катамаран вдоль берега дальше.
    Проводкой и обносом мы с Савой занимались почти до темноты, а забитое крупными обливными валунами русло продолжалось и продолжалось. В итоге, стало ясно, что катамаран нужно разбирать и дальше опять идти пешком.
Бросили катамаран на крутом берегу, привязав его к дереву, а сами вернулись в лагерь к Кате. Она устроила нам вместе и мне в отдельности разнос на тему того, что мы навсегда останемся в Забайкалье, и что этот коварный план был у меня изначально. Дом родной и ребенка своего великовозрастного она больше не увидит никогда. Ну и в слезы, конечно. То есть настроение вечером у нас не очень... Сейчас, по прошествии года, выяснилось, что одной из причин психической аберрации были множественные следы волков на песке у воды: наш лагерь стоял на месте водопоя волчьей стаи.

10 июля    Утром встал и до завтрака сходил к катамарану. Разобрал его и разложил баллоны сушиться. Позавтракали, вышли по уже натоптанной нами тропе, забрали катамаран. Тропа идет траверсом крутого склона, через лес, поднимаясь всё выше от воды. Она местами крутая и даже с элементами лазания через овражистые кулуары и бревна. Наконец выходит на открытое пространство, с которого видно, что до долины Светлой не так уж и далеко. Сегодня должны дойти. Хотя... как повезет.
    Тропа травесом лезет на гору, все выше и выше. Мы забрались достаточно высоко, прежде чем стало ясно, что мы не только лезем вверх, но еще и меняем направление движения на северное, уходим от реки. Решаем начинать спускаться в правильном направлении к Иллокулую. Спуск через по какой-то гнилой листве, скользко и круто. Спустились и на камнях на берегу реки заобедали напротив места впадения правого притока. Погода испортилась, прошёл дождь, стало прохладно. На противоположном берегу Сава и Катя рассматривают какое-то сооружение типа охоничьей вышки. Я его толком не разглядел, но если вышка там есть, значит рядом люди!
    После обеда шли берегом через лес без тропы. Где-то ближе к пяти вечера вышли к мосту через маленький овраг! Это фантастика! Мост из бревен, положен для того, чтобы на Буране было удобнее спускаться со склона! Сплошные восклицательные знаки!!!  И от моста идет набитая тропа! Нет, это настоящая дорога, расчищенная и ровная. Чудо!
И вот мы идем по ней, напевая веселые песни, срезаем стрелку Иллоколуя и Светлой. Мы не думаем о том, куда она нас может привести, потому что никакая сила не заставит нас свернуть с нее ни при каких  обстоятельствах. Мы как люди идем к людям. Дорога, почти не петляя, идёт строго на север. Очевидно, что к Ангаре. Сколько бы там километров не осталось, теперь мы дойдем!
Горы отошли в сторону, слышен шум порогов Светлой, дождь закончился и светит солнце. Выйдя из леса, дорога во мхах местами превращается почти в непроходимую топь, но тогда мы идем рядом с ней, утопая по колено в ягеле. Но постепенно  дорога кончилась и превратилась в набитую лесную тропу. Тоже неплохо. Мчимся по ней почти без остановок. Дело идёт к вечеру. Тропа доходит до маленького лесного озерца и теряется. Вокруг болота и заросли. Оптимизм наш стремительно улетучился.
    Пытаемся найти тропу, но тщетно. Перелезаем через пару ручьев и продираемся через заросли к берегу Светлой. Сквозь кусты видны мощная вода и порог . Проходим еще немного по лесу и останавливаемся на берегу. Место приятное, небольшой уютный ровный пляжик, но это абсолютный тупик, дальше идти невозможно: путь вдоль берега преграждает  высокая скала, обрывающаяся в воду. Река полноводная, перед нами глубокий улов, на противоположный берег  можно переплыть только на катамаране. Что делать завтра? Решать будем завтра. Утро вечера мудренее. До нашего  поезда в Красноярск осталось всего два с половиной дня.

11 июля    Позавтракали и начали строительство катамарана. Других вариантов просто нет. И это не противоречит  моим изначальным планам сплавиться по Светлой до Ангары. Правда неудачный опыт  на  Илокалуе вносит некоторый элемент сомнений, сплав не кажется таким радужным и транспортным, как казалось несколько дней назад.
    Стапель долгий. Перед выходом пообедали. Пошел дождик. Мы стартуем из большого улова между двумя достаточно мощными порогами. Сразу договорились, что пороги будем обносить , поскольку катамаран у нас маленький и "транспортный", сидим мы на нём втроём, без упоров, а Катя вообще каким-то несусветным способом полулежит на рюкзаке между баллонами и  ее захлестывают даже самые маленькие  валы.
    Уселись, выдохнули и отчалили. Из улова перечалились на правый берег, провели катамаран через первый наш порог. Дальше шивера с простыми валиками. Воды много. Пошли вперёд , предварительно просмотрев.
Следующим оказался мощный порог на левом повороте - под левым берегом стоят крупные валы. Пытались чалиться к правому берегу, в результате выбросились на камни фактически посреди реки и почти по пояс в воде проводили и обносили кат. После поворота еще один короткий порог с валом, который мы с Савой прошли на разгруженном катамаране - вещи обнесли по правому берегу.
Я много повидал горных речек, но такой красивой воды не припомню - хрустальная прозрачность на всю глубину. Вода глубокого изумрудного цвета. Жаль, что любоваться этой красотой удавалось считанные минуты на очень коротких прогонах: сидеть на рюкзаке река не позволяла. Вообще, перегруженный катамаран управлялся не очень хорошо, тем более были сложности с коленной посадкой: отсутствовали полотенца, упоры, сидушки, поэтому было невозможно работать веслом в полную силу. При этом вода была холодная, и из-за очень большой осадки мы были мокрые с головы до ног. Баллоны подтравливали.
    Прошли еще несколько шивер. День клонился к вечеру. Начался сильный холодный дождь. Мы замерзли и решили, что на сегодня хватит. Причалили к широкому галечному пляжу на правом берегу и поставили лагерь у сухих ивовых кустов, из которых и развели мощный полыхальник. День, несмотря на малый "пробег" удался: мы шли по реке, несмотря ни на что справлялись с препятствиями, казалось, что завтра все кончится, мы вплывем в Ангару и выйдем к людям.

12 июля    Погода сумрачная, моросит дождь. Надеемся, что сегодня последний день нашего похода, но у меня дурное предчувствие с утра. Все устали и раздражены. Отчалили. Прошли несколько шивер, прижимов, несколько быстротоков с валами. Серьезных препятствий нет. Мы часто чалимся, поддуваем баллоны, разминаем ноги. Начались разбои, в которых сложно ориентироваться. Мокрые и сверху и снизу.
    Впереди видны невысокие горы, образующие  обрывистый правый берег, к которому река на левом повороте  прижимается  вплотную. Перед горой река разгоняется, мощный трек несет нас к берегу в прижим. Издалека вижу, что в середине струи стоит зуб с мощными валами. Нужно идти или по самому краю прижима или по внутреннему радиусу поворота, может быть через улов. Можно даже вообще ничего не делать, главное увернуться от зуба, тогда чуть-чуть покачает на валах. Пока я всё это вижу и думаю, мы слишком поздно начинаем маневр и вылетаем прямо на зуб. Я сразу оказываюсь в воде, потому что шкура моего баллона распорота от носа до кормы, баллон выскочил и просто плывёт рядом. Инстинктивно успеваю схватить его подмышку. В первый момент кажется, что и баллон тоже пробит Но нет, он просто существенно большего размера и оказавшись в воде без оболочки выглядел спущенным.
Проплыли таким незавидным образом метров 50,  пока я не стал ногами доставать до дна. Вытащили катамаран на галечный пляжик на левом берегу. Ощущение противное. Мы мокрые до нитки, холодно, идёт дождь. Опять застряли мы на неопределенное время…
    Развели костер, отвязали вещи и пострадавшую шкуру, начали шить. Ничего смертельного вроде не случилось, но ужасно досадно.  На ремонт ушло два часа. Сначала шкуру зашивал Сава, а я ему помогал. Потом Катя, увидев нашу с Савой работу, чертыхаясь, начала перешивать. GPS показывал, что от лагеря мы отплыли всего  на  6 км. Нам еще ой как далеко!
Снова стартуем. Река наконец окончательно выходит из гор. Похоже, мы умудрились пропороться на последнем спортивном препятствии. Дальше начинаются разбои и противные мелкие перекаты, губительные для нашей хлипкой шкуры. На одном из них вынуждены остановиться и шить шкуру ещё раз. На крутых поворотах завалы из бревен, часть из которых едва видна с воды. Где-то здесь река делится на два русла и, судя по нашей карте ,путь к людям по левому из них существенно короче и логичнее. Но четко ориентироваться по этой карте просто невозможно. Идём, как идётся, туда, куда уходит основная вода. Спустя непродолжительное время становится очевидным, что попали мы в более полноводное правое русло. Ладно, лишь бы река несла нас к Ангаре, к людям.
    Дальше течение постепенно замедляется, река бьется на протоки. Очень непросто вычислить русло с большим количеством воды. Как правило, нам это удается. На входах в повороты мелководные шиверы. Проходим их шкрябая по дну, часто выскакивая и проводя катамаран. В поворотах или на выходах их них дровяные завалы. Дождь закончился. Мы идем без обеда. Ясно, что наши шансы дойти сегодня до Ангары тают с каждой минутой.
    На одном из поворотов прозевали очередную гребёнку из брёвен. Вместо того чтобы выброситься на галечный берег попытались перегрести струю. Судно инертное, груженое. У нас не было никаких шансов. Катамаран лагом стал подворачиваться под бревно, которое перекрыло половину русла. Тут наш семейный экипаж продемонстрировал чудеса былой слаженности и ловкости. Мне показалось, что пока Сава оглядывался, куда ему деть весло, Катя уже была на бревне, а я, перемахнув с внешнего баллона на бревно, уже держал катамаран и не давал ему нырнуть и уйти. Вот что значит опыт.В результате полуспущенный катамаран удалось перетащить через бревно без потерь.
Несмотря на обилие мелких препятствий, сплав на этом участке показался мне тяжелым и скучным. Постепенно стало вечереть, и тут на очередном  повороте чирканули  дном иснова разодрали пострадавшую ранее шкуру до выпадения баллона. Катя уже негодует и причитает воткрытую. Опять шьемся, но уже просто перевернув катамаран, ничего не отвязывая, и не особо тщательно. Для прочности перехватываем накаченный баллон несколькими кольцами из скотча. Получилось надежно.
Сплавляемся дальше. Характер реки не сильно поменялся, бесконечные крутые петли в лесу с бревнами перекатами. У нас кончилась карта, и теперь мы даже примерно не знаем, сколько нам осталось до Ангары. По косвенным признакам я думаю, что "всего несколько километров". Начинает темнеть, над водой спускается туман, и сплав становится небезопасным: не видно препятствий. А они по-прежнему всё те же: бревна и мели. Надо вставать иначе недалеко до беды.
Чалимся на правом песчаном берегу. На песке кое-где есть следы людей, но настроение от этого не улучшается. Поставили лагерь. Катя с нами просто не разговаривает. Точнее она высказала в пространство все, что она думает обо мне, моих походах и "нашей барже", и ушла в палатку . Немного сгладило обстановку то, что в данном месте ловится мобильная связь Мегафон. Мы пообщались с дочерью и напутствовали её перед дальней самостоятельной поездкой.
    До нашего поезда в Красноярск осталось меньше суток, а мы даже не знаем, сколько нам еще идти до Ангары, а также не знаем, сколько по ней сплавляться и где заканчивать этот сплав. Я мучительно припоминал факты из какого-то отчета водников, который я просматривал по диагонали перед отъездом. Они сплавлялись по Светлой, финишировали на Ангаре, и писали, о том, что группа чалилась на правом берегу, и еще несколько километров шла к станции. Но, читая отчет, я даже не представлял, где это место находится. Сейчас я тем более этого не представлял. У меня не было карты, даже обзорной, только примерная умозрительная схема. И надежда. На чудо.

13 июля    Сегодня в 17 часов из Северобайкальска отправляется  наш скорый поезд  в Красноярск. А мы здесь, даже не совсем ясно где. 
    Встали пораньше. Над рекой стоит густой туман. На противоположном берегу в воду с грохотом падают большие куски подмытого обрыва, увлекая с собой огромные деревья. С чего бы это они? Ведь  погода отличная. Посмотрев на реку, сделали неприятное для себя открытие: ночью метра на полтора-два поднялась вода. Хорошо, что Сава просто заставил меня вчера вынести катамаран на высокий берег. Но вот весло я вечером бросил где-то  у воды. Как чайник. И его у меня больше нет. Смыло поднявшейся водой. Река мутная, течение сильное. По струе проплывают стволы. Подтоплены прибрежные коряги. Осмысливаю глубину ... ситуации. Несколько минут ушли на придумывание технологии изготовления нового весла. Первым вариантом было использовать в качестве плоскости крышку от котелка. Но у меня оставался всего один саморез, и я никак не мог сообразить как крышку лучше крепить к ручке весла. Но тут Сава произнес ключевую фразу: "скотч". И инженерная идея родилась. Крышка котелка осталась целой. Веслом стала  рогатина, обмотанная скотчем. Конструкция оказалась вполне жизнеспособной! Жаль, что не сфотографировал своё изобретение. Скотчевое весло оказалось даже эффективнее Савиного, изготовлено из лопасти вентилятора от Су-27.
    Наконец собрались и отчалили. Первые метры на вздувшейся реке были нервными, налетели на очевидную корягу, которая зацепилась за один из скотчевых обручей вокруг баллона и звонко разорвала его. Но тут нас пронесло,  катамаран остался цел. Оказалось, что ночевали мы фактически на последнем повороте нашей бесконечной реки, и через полчаса мы уже вплывали в Ангару.
    Тут случилось еще одно удивительное приключение. Плавно приближаясь к Ангаре по последней прямой протоке, мы издалека увидели у правого берега Ангары  лодку и  человека в ней. Как мы обрадовались: сейчас нам  раскроют нам глаза, подскажут как долго нам еще сплавляться, как лучше выбраться к людям, к станции и так далее. Рыбаки они, охотники или браконьеры - нам все равно, они же люди. Но по мере нашего приблежения, рыбак в лодке оживился, быстро уплылл на левый берег Ангары выше места нашего впадения Светлой и скрылся в лесу, оставив лодку на берегу. Мы зачалились на правый берег, и я даже прошёл вверх по течению, чтобы оказаться напротив таинственного лагеря, кричал, звал на помощь, но никто так и не появился. Меня явно игнорировали.  Было досадно и противно.
Решили не терять время и продолжитли сплав по Ангаре. Сначала мы были полны энтузиазма. GPS показывал, что наша скорость 4 км/час, что давало нам призрачный шанс оказаться в 17 часов на вокзале Севоробайкальска. Но продолжалось это не долго. После поворота ветер стал встречным, течение пропало, наша скорость упала до 0.5 км/час. Таким темпом до известной нам станции Кирон, до которой было 25 км по прямой, мы шли бы более 50 часов. На берегах не было хоть каких-нибудь следов присутствия человека. Жесть и попадалово.
    Пошли на веслах. И где-то через час-полтора всё-таки случилось чудо! Река в этом месте делает крутой левый поворот, из-за которого сначала появились мостки - причал для лодок, потом сами лодки, потом на высоком берегу дом, второй, ещё дома, а рядом с одним из них  машина, серебристая "лада". Трудно подобрать слова, чтобы описать чувства, которые мы испытали от этой картины. Мы гребли к берегу как команда Кембриджа на соревнованиях с Оксфордом. Переговоры с владельцем "жигулей" были непродолжительны и продуктивны. Нам дали 40 минут на сборы рюкзаков и катамарана. Мы даже успели подсушить баллоны и вещи, хотя под конец отведенного нам срока опять пошел дождь. Волшебное место, в котором мы оказались, и где жил наш спаситель, называется  лесничество Ангойское. От него до станции Ангой на Баме 5 км по просёлочной дороге.
    Ну а мы часа через два были уже в Северобайкальске на вокзале. Пообедали в столовой, погуляли по городу, купили на дорожку пива Dragon и конечно копченых омулей. Мы были по настоящему счастливы в этот день. Сели в положенное время в поезд Северобайкальск-Анапа и спали, спали, спали.

14 июля    Ночью выгрузились в Красноярске. Были потрясены тем, что часа полтора не могли поймать такси в аэропорт за деньги, за которые таксисты возят в обратном направлении. Время у нас было, и мы проявляли твердость. Операторы же таксомоторных кампаний сообщали нам, что все машины в настоящей момент заняты. Сей факт удивителен для города-милионника.

Выводы.  

Поход не получился. Мы не прошли задуманный маршрут. Совсем. В моей походной практике такой очевидный провал произошёл впервые.
    Технические препятствия, такие как курумник и стланник и даже тропы в лесу, оказались для участников группы чрезмерно сложны. Аварийный сход с маршрута был не оптимален и  не подготовлен. В результате он оказался не аварийным, а экстремальным. Это моя вина. Нужно было начинать возвращаться на третий ходовой день, когда мне стало всё ясно про наши возможности пройти маршрут. Я проявил слабость и поддался на уговоры Савы пройти вперед. 
    Во второй части маршрута  большой составляющей был сплав втроем на двухместном транспортном катамаране с оболочкой из тафеты по вполне спортивной реке. Сплав был рискованным и проходил фактически в режиме первопрохождения. Мы справились потому что все участники имели большой опыт водных походов  по рекам до 5 к.с. Но  тот факт, что мы распороли баллон на неспортивном препятствии , говорит о несхоженности нашего с Савой экипажа. С Катей в качестве матроса этой аварии не случилось бы: она слушает команды, да и воду мы с ней читаем одинаково. А тут сработал в чистом виде эффект "двух капитанов".
Других, весьма серьезных, ошибок тоже было немало. К счастью, все закончилось хорошо. Но честно сказать, такого количества курьезов и такого выброса адреналина в походе у меня давно не было.

Не планируйте маршруту также как я.

Схема маршрута
Схема

Спасибо, что прочитали. Пишите, с удовольствием пообщаюсь.

Маслов Дмитрий
июнь 2018

Вернуться на главную страницу