на Кадар. Присоединяйтесь!
|
Слезная предыстория. Идти в поход на
Приполярный Урал я не собирался. После прошлогодней прогулки по Алтаю хотелось поднять планку выше – получить
за две недели отпуска эмоциональный заряд такой силы, чтобы
воспоминания держали весь последующий год. Уже в апреле был подготовлен
маршрут по Терскей Ала-Тау на Тянь-Шане. Увы. Сил на подготовку опять
не хватило. Ежедневная круговерть оставила мечты несбыточными и в мае
стало ясно, что, скорее всего, никто из тех, с кем мы прошли Алтай в
новый поход не пойдут. У каждого свои планы. Оставалась слабая надежда
на то, что удастся собрать хотя бы небольшую группу через интернет и я
уж было занялся этим непростым делом, но неожиданно состоялась семейная
поездка на юга и еще почти три недели были упущены. Найти группу к
которой я с Катей (моей женой) мог бы присоединиться не удалось. Почти
все кто тусуется на форумах – страстные поклонники Карелии и байдарки
типа Таймень. В поход хотелось подальше от людей, в Карелии нет гор, а
хотелось в горы…..
Уральский регион был для меня пару последних лет
запасным районом путешествий, но по большому счету я мало что про него
знал, кроме разрозненных рассказов знакомых. Я рассуждал так: если не
получается пойти куда-то в серьезный поход – схожу на две недели на
Урал. Я был убежден, что проблемы заброски не существует, поскольку
вдоль Приполярного и Полярного Урала проходит железная дорога и что на
две недели можно придумать великое множество интересных, но не очень
сложных маршрутов. Впрочем, чем отличается Приполярный Урал от
Полярного и Заполярного я толком не знал. Итак: месяц до старта, группы
нет, маршрута нет, карт нет, идей и знаний тоже. За дело!
Работа моя позволяет бродить по интернету, и за
короткое время было найдено огромное количество разнообразных отчетов.
Разобраться в них оказалось непросто, а главное, внезапно насторожила
необычайно высокая категорийность описываемых маршрутов. Внимательное
перепрочтение отчетов не просветляло. Например, в маршруте пятой
категории не было ни одного перевала сложнее 1Б. Узнал несколько новых
для себя терминов. Один, наиболее будораживший мое воображение –
«гимнастическая страховка». Все кто ходил на Урал и написал потом отчет
использовали этот способ. Другой термин, характеризующий сами горы и
который был мне мало знаком, – «кары». Подумав на досуге, я понял, что
не совсем хорошо представляю, как они выглядят. Я даже залез в
энциклопедический словарь, чтобы правильно понимать, о чем речь.
Оказалось, что кар – «чашеобразное углубление в верхней части гор (выше
снеговой границы), образующееся под воздействием ледников, снежников и
морозного выветривания». (Я и сейчас толком не понимаю этого
определения – показал бы кто пальцем на «кар». Ну пусть «кары», раз так
принято). Долго я искал и обзорную карту Урала. Попадались или очень
мелкого масштаба или очень крупного, но лишь какие-то фрагменты.
Удручало, что названия перевалов были не общепринятые, где-то
присутствовали номера, даденные неизвестно кем, где-то странные
неповторяющиеся названия. Вопросов было больше чем ответов.
Дальнейшим естественным порывом было
незамедлительное посещение библиотеки Центрального городского турклуба
на Б.Коммунистической. Отчеты в библиотеке составлены опытными
туристами, к которым весьма нескромно причислял себя и я, и они должны
были раскрыть загадку такого несоответствия. Насмотревшись вдоволь
красивых фотографий и поняв только то, что карта киллометровка все-таки
скорее всего где-нибудь в Интернете есть, вдохновленный и счастливый
имел беседу с одной из моих знакомых.
Надя знала о Приполярном Урале не понаслышке. Сама
она родом из Инты. Главное, что она ходила в несколько походов, что и я,
и хорошо представляла какой уровень сложности мне и Кате по силам, могла
дать точную характеристику тому маршруту, который она в свое время
задумала и прошла как руководитель. Надя просветила нас о порядках в
национальном парке Югыд-ва, на территории которого нам предстояло
путешествовать. Более того, она выразила согласие пойти и в этом году
на Приполярный и обозначила самый интересный с ее точки зрения район –
хребет Неприступный. (Мне еще очень хотелось попасть в район массива
Колокольня). Ура, нас уже трое! У Нади к тому же
сохранилась карта двухкилометровка всего региона и я смог наконец-то
нормально сориентироваться. Сомнения и опасения пропали. Поход обретал
контуры. Времени на все не хватало, а тут уже готовый знакомый
подготовленный руководитель с Уральским
опытом готов вести меня в удобные мне сроки в интересный регион. Я чуть
не расслабился.
Идти втроем в поход даже только на две недели мне
казалось немного психологически напряжно, и я кинулся размещать
объявления в интернете. Довольно быстро откликнулись Евгения Тананина
из Москвы и Григорий Кронин из Питера. Опыт у них, с моей точки зрения,
был небольшой, но было огромное желание сходить куда-то, где их еще не
носило. Последние две недели до старта. Пора покупать билеты. Увы,
неожиданно Надя заявила, что не сможет принять участие в походе. Нас
теперь четверо. Опять весь груз ответственности на мне. И снова
сомнения и опасения, что две недели отпуска коту под хвост. Тут на
объявление откликнулся Сергей Чернышов. Молодой человек бывал в горах,
занимается в секции альпинизма, но походного опыта имеет совсем
немного.Удушив червяка сомнений и сделав каменное лицо я переговорил с
ним об уральских морозах и комарах, напугал его рассказом про змею,
которая прыгает прямо из-под его ног ему за шиворот, и дал ему скупые
указания о необходимом снаряжении. Подкупали его наивные вопросы про
ужасы походного быта и горячее желание следовать моим инструкциям. Все,
времени больше нет, состав окончательный. Карты нашлись приличные,
описание перевалов есть, раскладка написана и роздана, вариантов
маршрута несколько. Маршрут в стартовом варианте задумывался так: база
Желанная - перевал Голубые надежды (23)- р.Мансишор - перевал Хобе
Восточный- р.Хобею – р. Ожкавож – траверз г. Алешкова (93)-перевал
Неприступный (14)- система озер – р.Пывсяншор – г.Манарага – пер.
Кар-Кар – база Желанная. Другие варианты были даже интересней, но
11 ходовых дней на них не хватало, а закладывать спортивный бег группе,
которую я даже не всю видел до старта было бы абсалютным авантюризмом с
мой стороны.
На этой простенькой карте
обозначен наш пройденный маршрут. Знаю, как тяжело сориентироваться
тому, кто готовит маршрут – это специально для тех, кто собирается на
Приполярный.
Поезд. Поезд с Ярославского вокзала Москва-Воркута в 21-40. Познакомились все окончательно на вокзале. В поезде выяснилось, что раскладкой Григорий и Таня пренебрегли, хотя продуктов взяли достаточно. Я сначала расстроился, т.к. не понял почему это случилось. Мне даже показалось, что это тень того самого кота, под хвост которого улетят две недели отпуска, но я себя успокоил. Выяснилось, что само понятие раскладки (по дежурствам, порциям и т.д.) им не очень знакомо. Сказывалось отсутствие школы (НТП хотя бы). Ну что же, когда-то и я был самоучкой. Заполнили липовую маршрутку – так, на всякий случай. Григорий предупредил меня, что график движения более 15 км в день не доставит ему удовольствия. Я возразил, что это именно то, ради чего мы идем, и что пародоксально, именно это по моему скромному опыту и доставит особое удовольствие. Правда потом, дома.
3 августа Прибыли на станцию Инта в 8
утра. На вокзале сидит в ожидании машины еще две группы: сборная из
Челябинского региона четыре человека и два человека из московской
группы. Молодежь, студенты. Ждут ту же машину, что и мы. Машина будет
часам к 10, когда прибудет еще один поезд и привезет остальную часть
московской группы. На улице еще какая-то группа то ли отъезжающих, то
ли прибывающих. С пивом, девушки громко ругаются матом. Знакомиться с
ними не стал. Несколько раз приходил какой-то мужик и звал нас в
дорогу, но ребята на вокзале объяснили, что это левак и что с ним будут
проблемы. Около 10 появился Коковкин – невысокий рябой мужчина в
брезентовой штормовке и подтвердил, что только он нужный нам человек, а
тот левак торгует ненастоящими путевками в нац. парк. Мы и не спорили и
почти поверили. Прибыла машина. С ней был Сергей Киселев в куртке
инспектора с петлицами лесника и какая-то
странноватая работница нац. парка с немытыми волосами. Вроде как зам.
директора по науке. Погрузились. Подошли прибывшие московским поездом
недостающие люди, и машина Урал-вахтовка двинулась в путь. Дорога не
так уж и плоха, как пугали, но говорят, что лето было аномально сухое и
жаркое, и дорога высохла. По дороге остановились и я метнулся в лес и
срубил несколько березок под альпенштоки пока не въехали в нац парк.
Как кому, но мне очень тяжко ходить по горам без палки. Все очень
куда-то торопились и задержка на 5 минут вызывала у всех недовольство и
смешки. Тетка с немытыми волосами с видом знатока рассказывала, что в
лесу и помочиться невозможно – так много комаров. Было неловко, как
будто мы едем бесплатно и куда-то опаздываем при этом. С комарами тоже
какая-то неувязка - я вроде как из леса и палок срубил и помочился
успешно. Через 2.5 часа пути подъехали к кордону на въезд в парк. Там
сидит 2 мужика и смотрят, чтобы никто не проехал по дороге мимо их
шлагбаума даром. В вагончике оформляют путевки на въезд машин в парк и
собирают с граждан деньги за то, что их угораздило сюда попасть. В этом
году 30 р/чел *день. Впрочем, я не понял, они собирают или они только
контролируют, поскольку путевки выписывал Киселев, который ехал с нами
на машине. Он же и деньги собирал. Тут же у вагончика смешной плакат,
призванный видимо подсластить пилюлю от финансовых потерь. (фото) Вдали уже
виднеются вершины, кажется еще 2 часа и мы там. Однако после переправы
через широкую реку Кожим до Желанной дорога становится плохой и общий
путь около 7-8 часов. По дороге тормознули на базе Сана-Вож, где
высадили Сергея Киселева. База – 3-6 домиков, некоторые кирпичные. Есть
дизель и свет. Постоянно живет 1-2 человека. Кругом какие-то пустые
бочки и ржавые железяки. Машина прошла мимо базы Желанной по левому
берегу озера и выкинула нас уже на правом берегу Балбанъю.выше озера.
(База Желанная это 10-15 домов-бараков, в которых живет человек 10-20.
Место неприглядное. Делать там нечего без особой нужды.) Полтора часа
хода по разбитой и заболоченной дороге и мы у стойбища оленеводов манси (фото) . Встали 300
метров не доходя до них.(фото)Научный
работник с немытой головой подкинул нам напоследок подлянку – две сумки
с кабачками, хлебом и другими припасами для оленеводов. Конечно мы не
развалились и в сущности были рады поводу пообщаться с оленеводами, но
накопившееся усталость, раздражение за 7 часов дороги и неизвестно
откуда взявшиеся комары сделали свое дело. Отрицательный образ научного
работника быстро сплотил наш коллектив.
Поставив лагерь, искупавшись в озере Мал. Балбанты
(вода градусов 16) и поужинав, отправились к манси. Зрелище забавное во
всех смыслах. Оленеводы увидев нас построились и без команды стали
рассказывать как они живут. Главная манси – баба Надя. К нам вышла в
национальном костюме. Мне показалось, что кабачкам они были гораздо
больше рады, чем нам. Туристы их уже мало интересуют. Затем позволили
осмотреть их чум, погладить специально предназначенного для
поглаживания домашнего оленя (фото) , который живет в
отдельной палатке. Топят чум они по черному и готовят на костре. Дров в
округе почти нет. У них есть рация и ручной генератор. Обижаются на
нового начальника в Инте, который им больше не помогает (старый
помогал) и не привозит дров (а старый привозил) и на туристов, которые
зимой сожгли пол в их бане и собирают подрубленный ими на дрова ерник.
Жизнь там у них непростая, но тут они как на даче. Постоянно они живут
в Саран-Пауле. Вызвало удивление, что и летом по траве они ездят на
нартах. Впрочем, вокруг одни болота и колеса не пройдут. Колоритно.
4 августа. Ранний подъем. Мимо оленеводов вверх вдоль оз. Мал. Балбанты по правому берегу Балбанъю по дороге. Дорога местами сильно заболочена. Я знал, что где-то чуть выше идет тропа, но лазить по склону не хотелось да и незачем – первые 200 метров сделали свое мокрое дело. Прошли горы Старуха-Из и Старик. Ничего особенного. Я ожидал большего. Во всех отчетах об этих горушках что-нибудь понаписано. Перешли в брод (по колено) на левый берег реку Балбанъю и начали плавный подъем. Дорога уводит в сторону перевала Зигзаг. Мы идем на перевал Голубые Надежды (он же превал 23). Тропы нет. Предполагаю, что мы ошибочно перешли на левый берег реки. Уж больно дорога была хороша. По правому берегу равнозначный курум. Может быть там есть и тропа. Пересекаем довольно мощный ручей и лезем вверх по курумнику на плотину озера Восьмерка. (посмотрите на карту и поймете о каком озере речь). Довольно тепло, чего мы совершенно не ждали. Солнышко. Делаем ходки по 40 –60 минут. Доходим растянуто до перемычки озера. Перемычка шириной метров 30. Видно, что дальнейший путь должен идти на дальнюю оконечнось озера и по противоположному берегу путь короче и кажется проще. Прозрачная вода ввела меня в заблуждение. С берега кажется, что неглубоко, но перейдя вместе с Григорием на другой берег стало ясно, что женская половина не переправится. Течения хотя и нет, но ветер порывами и глубина по грудь. Пришлось возвращаться. В итоге, промокли документы и, что особенно обидно, – фотоаппарат полностью вышел из строя. Обедаем. Готовим на газу. Все порядком устали, сказывается стартовый вес. После обеда идем по правому берегу озера. Оказалось, что вдоль воды можно пройти без проблем. Доходим до падающего сверху с очередной плотины ручья и начинаем подъем по курумнику. Взлет 70-100 метров и оказываемся в небольшой висячей долине – неглубоком полуцирке.(фото)(фото) Пересекаем ручей по камням и поднимаемся к последнему в нашей долине озеру Верхнее Балбанты. На карте киллометровке неправильно нарисовано, как будто из него нет ручья в оз. Восьмерка. Вновь небольшой подъем и траверз склона вдоль берега озера. (Разумнее было бы пройти вдоль воды.) У воды можно найти площадки и встать лагерем. Наконец, подходим и пересекаем ручей, падающий из цирка нашего перевала. Еще 15 минут подъема вдоль ручья, пересекаем крупнокаменистый курумник и мы оказываемся на почти ровной площадке в перевальном цирке. Времени около 18 часов, и, посовещавшись, принимаем очень мудрое решение поставить лагерь. (Опыт подсказывал, что хорошие стоянки заканчиваются после 18 часов. Так, кстати, и оказалось.) Тут и тучка выползла и смочила все непродолжительным грозовым дождичком. Сидим под тентом и радуемся жизни. Через полчаса после ужина все уже умолкли.
5 августа. Ранний подъем. Все понимают, что погода может испортиться. Пока завтракали и собирались – пошел дождик. Перестал. Идем к перевалу Голубые Надежды 1А. Опять дождь и сильный. С места стоянки кажется, что взлет в лоб по мокрым камням очень крут. Идем на снежник заполняющий кулуар слева от взлета. 20 минут подъема и мы на снегу. Траверсируем снежник в направлении перевала. Дальше упираемся в крутой крупнокаменистый курум, который заканчивается выходом скал. Камни мокрые и скользкие, льет дождь, холодно. Пройти можно, но очень осторожно. Лучше курумник преодолевать чуть ниже, не набирая высоту от снежника, но видно это стало уже только сверху. Оказавшись на перевале увидели верхний участок набитой тропы, ведущей к седловине. Снизу она не читалась. На седловине стоит тур. Сняли записку группы из Киева месячной давности. Ветер и дождь. Собрались все, закусили шоколадом. Сверху открывается вид на Голубое озеро. г.Народную толком не видно, только отроги. Вниз к озеру утомительный, но некрутой спуск по среднему курумнику. Дождь кончился. Выглянуло солнце. Идем по берегу на восточную оконечность озера. Везде курумник. Идти тяжело. Озеро сужается, отроги горы Карпинского отступают, берег заболочен. Переходим ручей Карпин-шор по камням и взбираемся на плато, на борт долины. Мы на плато Руин. Плато заболочено. Идем вдоль неглубокого озерца и длинного снежника. Г. Народа во всей красе. Хорошо просматривается путь подъема на вершину. Мы туда не собираемся. Не могу это объяснить, но почему-то мне было совершенно неинтересно туда лезть. Идем по плато Руин больше часа, чавкаем по грязи, прыгаем с камня на камень. Немного лишнего забираем к югу-востоку. Садимся на привал, ориентируемся. Тут же и обедаем. Погода – то солнце, то тучи, но не холодно. Дальше путь почти все время по неглубокому болоту на юго-запад. Через полтора часа мы на краю плато. Открывается вид на устье р.Мансишор – нам туда. Впереди видны г. Янченко, Югра, Мансинер. Спуск с плато к реке Народа технически несложен, но крут, длинен и утомителен.(мхи) Реку Народу переходим по отмели. Воды меньше чем по-колено. Оборачиваемся назад – из-за гор выползает черная грозовая туча. Через 10 минут льет проливной дождь. Ощущение, что ты в серце урагана и под пожарным брансбойтом. Очень сильный ветер. Через 20 минут все заканчивается. Нашему взору открылась полная, невероятно насыщенная красками радуга, которая как мост соединила два борта долины Народы. Редкое зрелище. Перебравшись через отрожек левого борта долины р.Манси-шор ставим лагерь в уютном месте между больших валунов. До р.Народы метров 200 вниз по камням, до самого Мансишор еще не дошли - ручей сворачивает к востоку, но в 20 метрах от нашей стоянки между камней обнаружили крошечное озерцо. Я полагаю, что другого места для стоянки двух палаток поблизости нет. Везде курумник . Дров поблизости нет, но одинокая кривая двухметровая березка как бы обозначает границу зоны леса.
6 августа. Ранний подъем. С утра ясно, но пока готовили завтрак видели как из Азии вверх по Народе ползет (а правильнее сказать мчится) плотный густой туман. Через час мы уже под плотной пеленой густой облачности. Горы скрыты. Кругом серая мгла. Конечно, мы еще не дошли до перевала, но меня как руководителя грызут сомнения и опасения, что можем неправильно зайти или сойти в таком тумане. Все время смотрю на карту – вроде проблем не должно быть и все же… Бродим первый левый приток Мансишора. Сергей полез выше по притоку, чтобы не мочить ног, и мы его потеряли в тумане на 40 минут. Сидели на тропе ждали, волновались и ругались. Пересекли заболоченный луг – ноги мокрые по колено, идем по тропе по левому берегу ручья. Облачность – 100 метров. Долина довольно широкая. Местами тропа теряется в курумнике, но вскоре вновь обнаруживается. Доходим до места, где Мансишор пересекает долину от левого борта к правому и переходим на его правый берег. Тропа теряется окончательно. Плавно набираем по курумнику высоту, долина заметно сужается.(левый приток) Облачность чуть-чуть поднимается, иногда в разрывах облаков видно голубое небо. Подходим к перевальному цирку и обедаем и отдыхаем. Время – около часа дня. О чудо: в какие-то минуты открылся перевал и можно оценить и прикинуть линию подъема. Склон – средний курумник крутизной 40-45 градусов. Сначала метров на 150 поднимаемся в лоб (вид назад), затем траверзом с набором высоты движемся в сторону снежника. У снежника собираемся все вместе. Погода потихонечку опять портится. После короткого крутого взлета еще метров 300 тягуна. Подход к самой седловине широкий и совсем пологий. Встречаются сочащиеся ручейки и мох. На перевале Хобе Восточный тур. Сняли записку, оставили свою. Видно Манарагу, если подойти к самому краю. Внизу и вперед и назад облака. Пока решали как лучше спускаться – плотный густой туман окутал все вокруг. Пошел сильный дождь. Спуск в такую видимость при нашем опыте и подготовке должен стать экстремальным. То, что я успел увидеть, спустившись на 20 метров на разведку, - скальные гребни и отсутствие очевидных путей прохода. Решаю подняться к перевалу Хобе Западный. Он чуть выше и до него еще метров 500 по гребню, но другого выхода у нас нет. Судя по карте, он должен быть технически проще. Описание его у меня нет. Идем в тумане, не теряя друг друга из вида. На перевале тур. В туре записка уже заочно знакомой нам киевской группы. Дописали что-то от себя и начали спускаться. Читается тропа. Спуск длинный и крутой, но после первых метров камней начинается травянистый склон, который под дождем был едва ли проще. Стараемся не растягиваться. Видимость 30 метров. Очень трудно привязаться к местности. Справа по ходу вдруг возникает озерцо, снежник. Пытаемся сориентироваться. Вода течет куда-то не туда. В итоге идем по компасу на юг и подсекаем «свой» сухой ручей, который приводит нас к нужному притоку реки Хобею. На его берегу около двух огромных камней встаем на ночлег. Вода шумит внизу в глубоком русле под грязным снежником. Туман по-прежнему, невидно ни зги, но дождь прекратился, холодно. Все живы и здоровы, никто не поломался и ничего себе не вывернул и не растянул. День удался.
7 августа. Ранний подъем. Как-то все
однообразно: туман и холодно. Видимость метров 500. Гор не видно, но
стало видно стрелку слияния двух притоков реки Хобею. Туда мы и
направляемся. Дойдя до стрелки, перебираемся на правый берег притока и
спускаемся по нему к реке. Опять сильный дождь. Ожидаемого красивого
вида на откосы долины Смерти так и не увидели. Принимаю решение
изменить первоначальный маршрут и начать движение вверх по Хобею с
последующим выходом к ручью Ломесьвож. В такую погоду лезть на перевалы
и покорять вершины как-то неправильно что ли. Их еще надо найти. На
карте километровке отмечена чуть ли не дорога. Интересно, кто и когда
по ней ездил, тем более, что ее нет. Нет даже тропы. Во всяком случае
мы ее не нашли. Один сплошной крупный и не очень крупный курумник! Дошли до
большого озера.
Дождь прекратился.
В озере резвится рыбешка. Тишина вокруг. Обогнули озеро. Ручей, который
в него втекает, чуть выше падает с плотины водопадом. Траверзом
поднимаемся на плотину и оказываемся на берегу еще одного
большого вытянутого на юго-запад, но судя по всему неглубокого озера. Идем вдоль его
правого берега. Действительно, тропа. Выходим и пересекаем по тропе
широкую долину выше озера. У камня
сложены заготовленные туристами дрова: ветки ерника. Тут же костровище,
ржавые консервные банки. У воды заросли ерника. Переходим на левый берег
ручья и доходим по нему до красивого двухступенчатого водопада, который
падает их небольшого круглого озера. Привал. Купаюсь в водопаде, вода на
удивление нехолодная, градусов 14. Ванна под одним из сливов глубокая,
помещаюсь туда целиком. Несколько минут в джакузи. Смыты соль и
усталость. Обед на круглом
озере. Озеро как бы заполняет котловину, в воде отражаются скалы. Красиво, черт побери.
После обеда лезем на очередную плотину 80 метров высотой, сложенную из
крупных острых камней. Очень утомительно. Выходим на берег большого
озера. Противоположный берег скрыт туманом. Вода спокойная, как
зеркало. Тишина. Проходим берегом метров 400 и 40 минут собираемся перед
очередным подъемом. Травянистый взлет, опять курумник, небольшой снежник
–справа микроозерцо, отмеченное на карте, взлетик по камням и о чудо: мы
на границе Азии и Европы. Никогда не видел такого символичного зрелища:
из Азии вверх лезет белая лохматая пелена облаков,
заполнявшее весь прошедший день, а навстречу ей дует сильный прохладный
ветер из Европы и сбрасывает ее назад с перевала. Над нами голубое небо
и приветливые кучевые облака. Солнце! Чудо! Открывается вид на широченную
долину – плато
Оленеводов, по
которой мы плавно спускаемся к отметке 1020.4. Время уже поджимает, а
главное все порядком устали. Нужно искать место для ночлега. В долине
сильный ветер. Немного вырвался вперед, пространство открытое, все
просматривается. Приваливаю, смотрю на карту: неужели мы так и не
побываем на Неприступном. Да и времени мы наэкономили. Обидно,
погода-то тут хорошая оказывается. Ладно, на стоянке что-нибудь
придумаю. Но стоять тут негде – везде болотина и ветер. В поисках места
под лагерь налегке добежал до кривого озера к западу
от высоты 1020.4. Место нашел, да и дует тут потише. Но боже мой, как
красиво: открылся вид
на юг на острый пик г.Граничной. Пока возвращался за рюкзаком,
родилась идея сходить завтра в радиалку к этим пикам. Быстро ставим лагерь . На горизонте
черная туча и ползет уже сюда. Сергей интересуется у меня, откуда я
знаю, что сейчас будет гроза. Ответ очевиден: ветер в нашу сторону и
гремит гром. Кажусь сам себе провидцем. Успеваем нормально поужинать.
Идею погулять завтра без рюкзаков все почему-то приняли благосклонно.
Ночью льет дождь.
8 августа. Подъем в 7 утра (поздний,
для тех кто не понял). Солнышко, облачка. Красота. Быстро завтракаем и
в путь. Как-то очень нетривиально, траверзом через курумник, лезем на
плотину, отделяющую наше озеро от другого большого озера к югу-западу
от нас. На плотине лежит огромный камень (с
грузовик в несколько десятков тонн) на подставке из двух-трех маленьких
камушков. Ощущение, что он может грохнуться в любую минуту. Дальше по
правому берегу озера. К воде вплотную подступают снежники, сильно
облегчая движение. Между этим озером и следующим, последним на нашем
пути, – плотина метров 50 – 70, с которой полого стекает множеством
проток вода, промывшая желоба в крупных плоских камнях. Переходим через
ручьи и забираемся на перемычку.(фото на спуске с
перемычки) Двигаемся теперь вдоль левого берега. Кажется, что
вдоль воды пройти невозможно, поэтому начинаем забирать чуть выше по
склону (вид назад)
и, в итоге, упираемся в скалы, преодолевать которые едва ли разумно.
Опять спускаемся к воде.
Обидно терять набранную высоту, но выбора нет. Собираемся все на
камушке у воды, отдыхаем. Были замечены размытые дождем следы людей.
Предположили, что какая-то группа была здесь совсем недавно. Тут
Григорий заметил брошенный кем-то кусочек сала. Понюхав и промыв его от
песка, к нашему всеобщему удивлению он его….. съел. Сало ему не
понравилось, но было вполне съедобное. (Среди моих знакомых я знаю лишь
одного настоящего мужчину способного на столь решительные действия на
пятый ходовой день.) Дальше путь вверх вдоль берега по скальной полочке
читался хорошо и вывел нас на перевальный взлет.
Перевал по моим данным назывался перевал Аленка, но
я думаю, что это неустоявшееся название, на карте Югыд-ва он имеет
номер 89. Вначале подъема Григорий подскользнулся и паранил при падении
руку. К счастью, он нашел в себе силы преодолеть боль от ссадины и
досаду. Было обещано, что по возвращении домой многочисленные питерские
девушки Григория будут рыдать при виде чудовищного кровавого шрама.
Движение по крупным и средним камням, линию движения каждый выбирал
себе сам. Уклон не очень велик, но набор высоты около 400 метров.
Техническая сложность не велика.(вид назад)(вид назад) Последние
50 метров подъема – обход справа по ходу снежника и подъем по крутому,
градусов 50, крупному курумнику. В более холодное лето снегу, очевидно,
будет гораздо больше.
В очередной раз порадовал нас Сергей, пойдя своим
путем, он изобразил застрявшего на скале человека-паука. К нашей
всеобщей радости сорваться со скалы у него не получилось. (А я уже
слышал вой кота с задранным хвостом у себя в ушах.) На перевале тур, но
записку мы не нашли. Только обрывки упаковки от московского шоколада.
Седловина узкая и неширокая. Мы едва все поместились. С нее открылся
вид на долину с несколькими озерами и на мою уральскую мечту: хребет
Неприступный.(фото), (фото), (фото), (фото), (фото). Спуск в эту
сторону гораздо круче, но как мне показалось, несложен. Я бы оценил
перевал в нашем случае как 1А, хотя я и не преодолел его. Грандиозно
смотрится скала на
горе Граничной. Полное ощущение, что на тебя смотрит каменный истукан с
недобрым лицом. Обратный путь был проще и быстрее. Спускаться можно
было на пятках по
длинным языкам снежников . И тут, к счастью, обошлось без травм.
Обедали на озере. Искупался. Дно песчаное, но вода ледяная. После обеда
за пару ходок добежали до лагеря. Без происшествий. Вечером опять пошел
дождь, поднялся сильный ветер. Непогода куролесила всю ночь: Азия
победила Европу.
9 августа. Ранний подъем. С утра
ветрено и прохладно. Низкая облачность. Возвращаемся на плато, огибаем
высотку 1020.4 и движемся вниз к реке Ломесьвож. Вместо травы и кочек –
поросшие мхом камни. Идти тяжеловато. Доходим до первого же ручья,
падающего в озеро слева по ходу (на западе) и по его руслу спускаемся к
воде. Везде средней величины камни, идти тяжело. У воды на песке
обнаруживаем старые следы пребывания людей и, пройдя к стрелке притоков
р. Ломесьвож, обнаруживаем отличную набитую тропу. Все нашли свои
настоящие грибы. Тропа переходит на правый берег правого притока и идет
по поросшей мелким кустарником долине. По-прежнему сильный ветер из
Азии, но тепло и облачность поднимается. Открывается вид на царицу Урала
Манарагу. Далековато, но фотографируемся на
память. Кто знает, какая завтра будет погода. Постепенно тропа подходит
к «зеленке». Кривые
березки, кусты. Количество грибов стремительно
нарастает. Слышны Катины охи и ахи по этому поводу. Прошли стоянку
водников: у костра обломки каски, изолента, мусор, консервные банки. В
округе кругом пеньки от срубленных молодых березок. Сделали ходку и
заобедали на камнях ближе к воде. Готовили на костре впервые за весь
поход. Дальше тропа входит в лес. Бреза, лиственница. Привалили на
голубичной поляне. Поели от души. Тропа петляет, обходя упавшие
деревья, и постепенно удаляется от воды. При переходе заболоченного
участка тропу потеряли. Пошли напрямую через лес. Вдали виднеются
лесистые макушки отрогов горы Манараги. Нам куда-то туда. Грибная
вакханалия. Подосиновики высотой по 20 см и не червивые вообще. Не
сходя с места можно заметить 2-3 гриба. Катя волочет мешок килограм на
семь и причитает. И продолжает собирать. Глубокий мох. Вышли на болотце
метров 50 в диаметре засыпанное морошкой. У Григория
буйное помешательство на этой почве.
Начали доставать комары, ветер стих, небо заволокло тучами. Вышли на
берег р. Косьювож. Воды мало, на две трети русло сухое, но перейти на
этом повороте без организации серьезной переправы невозможно даже в
такую малую воду. На берегу подсекаем тропку (след прошедшей перед нами
группы) вдоль реки. Идем вниз по левому берегу Косьювож где-то метров
700. Далее тропа теряется. Выходим в русло, идем по песку и камням, и
метров через 200 решаем, что пора бродить. Место вполне
подходящее. Река делает небольшой левый поворот и прорывается через
маленький порожек. Выше подпор. Глубина ниже порога по-колено или чуть
выше, но сильное течение. Бродить можно по одному держась за камни. Перебродили успешно.
Катя и Женя прошли по подпору (глубина около 1 метра). Женю немного
поторопилась, и ее без рюкзака смыло, но все закончилось благополучно.
На другом берегу сразу вышли на набитую тропу, которая вела нас к реке
Манараге. Посвежевшие, идем быстро. Пологий спуск по склону. Грибы вдоль
тропы приходится сбивать палкой, иначе Катин инстинкт собирателя не
позволит нам дойти до цели. («Только бездушные прагматики могут устоять
перед такими грибами, а я и так перестала собирать их дальше, чем в
полутора метрах от тропы» – цитата современная). Вышли на берег реки
Манараги. Вдоль берега действительно идет старая вездеходная колея.
Разбитая, заболоченная и местами поросшая кустами. Прошли около
полукилометра. Вышли к воде и решили бродить реку по отмели. Брод несложен, глубина
по колено. Ширина реки метров 20. На правом берегу плотный кустарник. (вид на левый берег).
Тропы нет. Идем от реки к лесу. Вышли на неширокий ручей . Пытаемся
подниматься по его извилистому руслу. Наконец, пробиваемся через кусты
и встаем на приятной полянке на границе леса и берегу ручья, вдоль
которого мы шли. Ставим тент, лагерь, готовим ужин (с грибами) – пошел
ожидаемый ночной дождь.
10 августа. Не самый ранний подъем. Солнышко. Собираемся не торопясь. Происходит какое-то мытьё-бритьё, проветривание спальников. Выходим часа через 2.5 после подъема. Поднимаемся траверзом на север на склон Манараги через лес. Лес смешанный, с подлеском. Тропы нет, зато есть грибы. В одном месте подрезали след прошедшей ранее группы, который потерялся в очередном болотце. Обратили внимание, что толстые хвойные сушины спилены на высоте выше человеческого роста! Очевидно, это лыжники грелись зимой, но какова толщина снежного покрова! Пересекли крупный ручей, поднимаемся дальше. Лес закончился. Поднялись на гребень. Красиво. Видны многие высшие вершины Приполярного. Еще последний бросок по пологому гребню и спуск траверзом к ручью под перевалом Студенческий. Встали метров на 300 ниже перевала. Площадка под палатки с уклоном. Русло ручья сухое. Вода на 30 метров ниже. Решили отдохнуть и устроить полудневку. Катя нашла в 100 метрах ниже старую(прошлогоднюю) стоянку с небольшим запасом дров и вечером был костерок. А рядом с этими полешками – набитую тропу на перевал, которая поднималась правее нашего пути подъема. От нечего делать Катя, Женя и я поднялись на перевал.(вид с перевала в сторону Капкан-Вож) . Ветрено, видно как из Азии ползет муляка, заметно похолодало. Вечером, к концу ужина, заметили, что к нам снизу, от границы леса, идет человек в штормовке. Первая мысль была, что это егерь. Оказалось, что это не так уж слегка подвыпившый Юра из Ярославля, на Урале уже в шестой раз. Лет пятидесяти. Пришел пообщаться. Рассказал несколько туристских баек. Пришел к нам в шлепанцах и шерстяных носках. Сообщил, что настоящий горный хрусталь высапан на стоянке около базы Желанной, а все что мы нашли – просто кварц. Обидно, однако. Сильно сморщился, когда мы предложили ему чаю. Рассказал нам, что вдоль реки Манараги по нашему берегу (правому) идет набитая тропа.
11 августа. Ранний подъем. Собираем
лагерь и прячем рюкзаки в сухом русле ручья. Погода кардинально
поменялась. Похолодало. Со стороны Азии нанесло облачность. Дует
сильный ветер. Как-то все нерадостно. Поднимаемся на перевал. Совсем
грустно. Вершина
Манараги закрыта облаками. Ветер. Отдохнув пять минут, лезем по
гребню из острых камней. Через 10 минут нас накрывает облаком.
Видимость 30-50 метров. Растянулись на подъеме. Подъем пологий, по
узкому гребню, но не видим сколько прошли и сколько осталось. Сергей
рванул от избытка сил вперед и растворился в тумане. Последнее, что мы
видели, как человек-паук нашел очередную «нетрадиционную» скалу и
преодолел ее нетрадиционно. Видимость сократилась до 10 метров. Подошли
к месту, где гребень переходит в крутой подъем по склону. Во всех
описаниях упомянута тропа, маркированная турами. Пару туров мы
действительно видели, но там и так ширина гребня 5 – 10 метров и не
свернешь. Решили собраться все и решить, что делать дальше. Если бы
Сергей не исчез столь безапеляционно, вероятно, приняли бы решение
возвращаться. Совсем ничего не видно и очень сильный ветер. Но оставлять
его неизвестно где на склоне одного, со склонностью к переломам, было
негуманно. Лезем вверх. Крутой подъем по крупным камням. Технически не
сложен. Проход читается. Идем все вместе и медленно. Наконец
подбираемся под последний скальный участок к основанию первого зуба.
Сверху из тумана доносится голос Сергея. Он уже на вершине. Нам долго
не удается найти проход в камнях и скалах. Делаем несколько ложных
заходов. Камни мокрые и очень скользкие. Мы почти у цели. Пролезаем
через скалки, используя гимнастическую страховку. Осталось метров 20, и
тут обнаруживаем, что мы не одни. Снизу из сплошного тумана доносятся
веселые девичьи голоса, и какой-то парень в оранжевой штормовке снует
туда-сюда в тумане на 10 метров ниже, но с другого, южного склона. Их
слишком много – мы первые
на вершине.(еще
фото). Точнее, на одной из вершин. Вершина Манараги это 5-6
скальных зубьев. Только крайний восточный или первый зуб доступен
пешеходникам. Чтобы покорить остальные требуется альпинистская техника,
навыки и снаряжение. Второй зуб лишь на несколько минут был виден в
тумане. На вершине места немного, но стоит деревянная тренога, куча
всякого хлама, типа портрета вождя мировой революции. Какие-то
картонные таблички, реклама интинских турклубов и еще какие-то бравые
надписи. Сняли записку. написали свою. Съели по сникерсу. Тут подвалили
школьники из города Березово. На Приполярном не первый раз. Они лезли
не по веревке, а в связках. Мысль о том, что таким образом они могут
покалечиться даже группой, сорвись кто со скалки, по всей видимости не
приходила в голову их руководителям. Вероятно, это было сделано, чтобы
молодежь не разбегалась по склону. На ногах у них были кеды и
кроссовки. На наш недоуменный вопрос, они ответили, что в кедах нога
чувствует камни. Кто бы спорил. Еще как чувствует! Но Березовцы (Центр
творчества молодежи и туризма «Восхождение») ощущали себя превосходно,
настроение у них было боевое. Наши уральские «подвиги» были ничто,
рядом с такими девчатами. Сфотографировались
на память вместе. Спуск
показался длиннее подъема. Неужели мы столько поднимались вверх!
Внезапно распогодилось,
и стали видны горы вокруг. Увидели одну из Колоколен ,
открылась панораму на север. Просматривается и путь подъема на Манарагу
с севера. Жалко, что на зубе мы были как ежики в тумане. Собрались на
перевале и сбежали вниз к рюкзакам. Чуть перепаковались, убрали теплую
одежду. Тут нет пронизывающего ветра и заметно теплее. Двинулись вниз к
лесу. Сразу нашли тропу. Зашли в лес и на берегу ручья, в 100 метрах от
тропы поставили лагерь. Совместили обед и ужин. Готовили на дровах.
Вечером традиционно начался сильный дождь, который продолжался до
самого утра.
12 августа. Не очень ранний подъем.
Накрапывает дождик. Пасмурно. Завтракаем и выходим по тропе. Тропа не
подходит вплотную к правому берегу реки Манараги. Дождь кончился, но
деревья и кустарник мокрые. Мокрые с головы до ног и мы. Широкая,
разбитая сотнями ног тропа залита водой. Идем быстро. Но грибы тормозят
движение. Руки машинально собирают аппетитные «красненькие». Пересекаем
несколько крупных ручьев. Подходим к балку «Олений». Балок
– вагончик с печкой, худой крышей, внутри нары на 4-6 человек. Не очень
чисто, но и не отвратно. Под порогом поленница дров. За дровами нужно
бежать на склон, рядом все уже давно порубали. В костровище гора
несожженого мусора. Оставили свою запись в тетради, почитали чужие
записи – мы и не подозревали, что столько народу прошло через эту
долину уже в этом году. Мы одни из последних в этом сезоне, вероятно.
Взяли одно полено из поленицы, и как знатные экологи долго и
утомительно жгли весь скопившийся мусор под обеденными котелками.
Дальше наш путь
по тропе вдоль Манараги к перевалу Кар-Кар. Лес вскоре редеет, плавный
подъем. Пересекаем крупный ручей – правый приток Манараги или саму
Манарагу. Так по карте во всяком случае. Тропу потеряли в камнях. (Она
переходит в месте слияния еа левый берег левого притока). Предприняли
попытки ее искать, но только еще дальше от нее отдалились. Вероятно, в
этом месте тропу следует искать юго-восточнее. Устали уже изрядно, но с
каким-то остервенением лезем на высотку прямо по ходу, на востоке.
Курумник покрытый толстым слоем мхов и лишайников. Взобрались на
высотку и вскоре подрезали тропу. Холодный ветер. Могли бы сделать еще
одну ходку, но решили встать на ровной плошадке на
мхах у левого истока Манараги. Он заметно полноводнее правого. Смысла
рваться вперед нет, времени у нас много. Совершать радильные выходы
нерационально из-за погоды: горы закрыты облаками.
13 августа. Ранний подъем. Идем по тропе. Прохладно, но
сквозь тучи уже проглядывает солнышко. Подошли к началу подъема в
висячий цирк перевала Кар-Кар. Тропа то теряется, то разбивается на
множество мелких, едва читаемых тропочек. Поднимемся на первую ступень.
Тропа не читается по камням. Решаем дальше справа по ходу обходить
каменный вал и там подниматься на вторую ступень. Подъем несложен и
некрут, но везде крупный курумник. Поднялись к довольно большому озеру
и сразу повернули по
дну цирку на север к хорошо читаемой перевальной перемычке. Под
превалом долго ждали женскую составляющую группы. Отстав на подъеме,
Катя и Женя решили, что перевал где-то у озера и уже почти
обошли его вокруг, не догадавшись подняться на 20 метров выше и
посмотреть по сторонам. Под перевальным взлетом тоже небольшое озеро.
Я,
конечно, был не прав, что не подождал и сказал, что перевал у озера.
Озер в цирке несколько. Окончательно распогодилось. Перевальный взлет –
крутой, из крупных камней. Можно пройти и в лоб, но затраты сил не
оправданно велики, тем более, что имеется тропа. Мы ее не сразу
заметили, хотя были уверены, что она есть. Подъем 20-40 минут. С
перевала красивый вид в обе стороны: на долину Манараги и
на долину правого
притока Балбанъю с озером с островом. Оставили записку. Спуск к
озеру короткий и совсем простой. Перевал не сложнее 1А. Летом может
быть даже н/к, если найти тропу сразу. У озера заобедали. Обошли по
левому берегу озеро и перешли на правый берег ручья, вытекающего из
озера. Плавный спуск траверзом по травянистому склону. Спустились до
конца долины и перешли на левый берег ручья. Дальше спуск по
вездеходной колее, идущей с перевала Зигзаг. Место уже нам знакомое –
видна долина Балбанъю, по которой мы поднимались в первый день. Колея
пересекает еще один приток. Довольно полноводный. Прыгали по кочкам, уж
больно не хотелось мочить высохшие за день ботинки. Вдали увидели стадо оленей. Оно
двигалось на нас и быстро. Стадо большое 2 тысячи голов. Пастух
Геннадий, знакомый нам по первому дню, подошел поприветствовать нас и
узнать, куда направляемся. Несколько фотооленей. Мы и олени. Встали на
стоянку, не доходя километр до реки уже в долине Балбанъю. Сварили
компот из голубики. Все грибы и почти все ягоды олени уже съели до нас
(но мы то тащили грибы с собой, прямо из изобильной долины Манараги).
Вечером, перед сном, самец оленя гонял меня по поляне, не желая
уступать полюбившееся место. Рыл копытом землю, чуть не поднял на рога.
Меня спасла палка, лежавшая у моих ног. Впрочем, и ее он не сильно
боялся. Было весело. Остальные «олешки» вели себя довольно трусливо,
хотя после этого инцидента копытные уже не казались ангельскими
созданиями, и ночью в
палатке , я опасливо прислушивался, как они резвятся снаружи и
топают копытами в районе моей головы.
14 августа. Ранний подъем. Перешли по камешкам на правый берег Балбанъю. Идем по знакомой нам вездеходной колее. Вскоре начались заболоченные участки. Месим грязь и около 10 утра мы уже у чума манси. Решили их не беспокоить лишний раз, и вообще сложилось ощущение, что они еще спят, но они сами нас заметили (собаки заметили) и вышли нам навстречу. Расспрашивали про поход и про другие группы. Продуктов у нас почти не осталось и дать нам им было нечего. От чума шли по долине еще часа два. В первый день с грузом мы прошли вверх, как мне казалось, быстрее. Навстречу, на большой скорости промчался, невыносимо громыхая, вездеход. Дошли до реки, нашли брод (чуть выше колена). В кустарнике на дровах заобедали. Нашли и кусочки хрусталя, про которые говорил Юра из Ярославля. Взяли на память. Удивительно как мы ошиблись в человеке, мы были уверены, что свистит он по полной программе. Поднялись на высокий левый берег озера Бол.Балбанты. Прошли 500 метров – на горизонте показался грузовик «Урал» - вахтовка. Тормознули. В кузове полно студентов, все такие свежие и чистые. Водитель предложил нам обратным рейсом доехать до Инты. Предложение было весьма соблазнительное, но мы уже договаривались с Геннадием Коковкиным. Завтра за нами он должен был приехать. Грузовик уехал забрасывать студентов выше, а мы остались ждать в раздумьях, как нам поступить. Решили не рисковать, билеты на поезд у нас уже есть. Как выяснилось позже, мы поступили правильно. Машину Коковкина мы встретили ночью на встречном курсе перед Кожимом и заплатили ему за рейс. Его грузовик был наполовину крытый брезентом, чрезвычайно грязный, бортовой кузов. Наш водитель Валера Белов, исколесил Урал вдоль и поперек, в свое время работал водителем геологов, под конец пути спал с открытыми глазами. Машину, тем не менее, вел безупречно. Приходилось расспрашивать его про его житье-бытье. Узнал много интересно про северный быт, про порядки, чем занимаются люди, про перспективы и т.д. Интересно, но огни станции Инта видны за два часа до подъезда. В пять утра были у станции. Валера закинул нас на километр дальше по дороге, и мы поставили палатки на полянке в стороне от глаз. Поспали.
15 августа. Встали в 11 часов. Пообедали. За весь маршрут полностью сожгли 5 баллонов газа Primus по 450 г. Закинули вещи на вокзал. Катя, Сергей и я съездили в Инту на экскурсию (30 минут на автобусе от станции). Центральная часть города застроена пятиэтажками, но чистенько, довольно уютно. Есть приличная, дешевая по московским меркам, столовая. Посидели в кафетерии, съели по пироженному. Местная достопримечательность – высокая кирпичная, построенная под готику, водонапорная башня. Краеведческий музей нам не попался. Книжный магазин – полное убожество.
Выводы. Поход удался. Огромное
спасибо всем участникам. Все было здорово, никто не подвел. Надеюсь, я
себя вел тоже корректно со всеми.
Нагрузки были не чрезмерные. Честно сказать – не нагулялся. Впечатлений
много.
Приполярный Урал совершенно не похож на другие горные системы, в
которых я бывал. Например, изобилует крупный курумник. Совершенно
отсутствует мелкая осыпь. Камни покрыты почти везде лишайником, но
сравнивая с Алтаем, мне показалось, что они «имеют какую-то другую
структуру», все какие-то шершавые и не такие скользкие. Относительно
невысокая сложность перевалов и небольшие высоты компенсируются
сплошным курумником, суровостью природы.
Однако не следует пренебрегать подготовкой к походу
и безопасностью на маршруте. Трезво оценивайте свои возможности. Нам
повезло, я считаю, с погодой. Борьбы за выживание не было. Год был
сухой, воды в ручьях мало, многие вообще пересохли. Дожди не изводили,
снегом нас не присыпало. Жаль, что не выполнили намеченную программу,
но и то, что увидели впечатлило. Порадовало, что почти не встречали
людей. Район к югу от реки Манараги гораздо менее посещаем туристами,
чем сама долина Манараги. Тут в сезон бродят толпы. Слухи о комарах и
мошке немного преувеличены. Во всяком случае, мы от кровососущих
страдали не сильно. Может быть нам и тут повезло. Но репелент у нас был
и накомарники, советую брать всем. Высокая категорийность многих
походов по Приполярному Уралу объясняется, на мой взгляд тем, что в
походы заявляются как пешие, а не горные. Если к этому добавить хотя бы
двоечный сплав на чем угодно по Косью или Кожиму– вот и поход четвертой
категории. Велопоход, почти наверняка, будет не ниже пятерки. Серьезных
спортивных групп летом тут почти нет. Основную сложность для
подготовленных групп может составить погода. Не советую отказываться от
теплых вещей даже в разгар лета.
Идти без газа или бензина – авантюризм. Нормальные дрова в нашем
маршруте – только в долине Манараги и в низовье Ломесьвож. Поразило,
что на территории нац. парка имеется действующий рудник. Охрана парка
осуществляется в основном от неместных туристов в пользу работников
парка. Местные и рыбу ловят и проходят бесплатно.
Полезные ссылки
Киселев Сергей – решает проблемы заброски и оформления путевок в
нац.парк. Представляется как инженер по туризму национального парка
Югыдва. Приятный в общении. Рекомендую иметь дело с ним. Может пробить
вертолет, вездеход и т.д., если обратиться заранее. Советую заранее
проконсультироваться с ним и относительно предстоящего маршрута.
Ответит на вопросы. Может составить для вас интересный маршрут по
силам.
Inta_polar_park@komifree.ru 8-2145-62093, дом. 8-2145-63701
Валера Белов. Водитель. Никакого отношения к Киселеву и парку не имеет, но если надо как-то нетрадиционно заброситься – это к нему. Знает все дороги и водитель классный. Машина своя. Цены на саму машину ниже чем у Киселева. 8-2145-63289
Коковкин Геннадий. Частный предприниматель. Своей машины нет, но
договаривается с водителями и возит туристов. Имеет какие-то свои
домики на Сана-Вож. У него может выйти дорого. Но если договорились –
приедет, проверено на себе.
Eye@inta.portal.ru 8-2145-31146
Озерков Андрей. Овечает на почту с задержкой, каким-то боком тоже завязан на Киселева. Может тоже работает в нац. парке. andrey@inta.portal.ru
Карты и отчеты:
Карту с номерами перевалов, изданную в Сыктывкаре я так и не
нашел На эти номера ссылаются все местные и многие туристы и
отчеты.
Карта, которую
издает национальный парк. Убогая, но дополняет киллометровку перевалами
и хребтами. Номера перевалов на карте нац парка коррелируют с
Сыктывкарской картой, но не имеют комментариев и указаны не все. Здесь
же карта
киллометровка. Советую идти по ней.
Несколько карт
, сделанных с киллометровки. Не подробнее, но крупнее и без сетки. Как-
то нетрадиционно ориентированы..
Библиотека Центрального турклуба на Таганке. Я пользовался отчетами
5669, 5812 и др.
Отчет
шестерочного похода Сафроновой М.Ю. , Харченко А.Ф. Хорош тем, что
описывает большое количество перевалов и вершин. На их график движения
можно ориентироваться только спортивной группе. В библиотеке с фото и
имеет номер 5494
В интернете множество отчетов разного качества. Сознательно не привожу
ссылки, чтобы не делать им рекламу. Многие из них о лыжных походах. Не
советую на них ориентироваться в летнем походе.
Перечень
перевалов среднегорья . Номера не коррелируют ни с чем, но по нему
можно даже составить формальный маршрут, если нет сведений и описаний
конкретного хребта, а очень хочется.
Спасибо, что дочитали до конца. Пишите dmas@mail.ru