Кодар
На широте Москвы
Прогулка по Восточной Сибири (05.08.2004 - 23.08.2004)
Маслов Дмитрий

В августе - сентябре
2005 года
планируется новый поход.
На Камчатку.

Пишите, если интересно.....






Преамбула

    Это не совсем отчет, это мемуары, написанные, скорее, для собственной памяти. Если кому-то будут интересны или полезны – я только рад. Напишите, если не жалко.
    Рассказ про путешествие  начнется издалека. Слишком насыщенными событиями оказалась подготовка к походу и начальная  его часть. Если кого-то интересует только техническое описание нитки маршрута – первую часть повествования смело можно не читать.

    Когда я готовил поход по Алтаю в 2002 году, в библиотеке Центрального городского клуба встретил начальника своей школы СТП Киевского турклуба 1988 года. Он готовил поход на Кодар. Тогда я  подумал, что было бы  интересно и туда прогуляться. (Для тех, кто и сейчас этого не знает Кодар – горная система в северном Забайкалье с высшей точкой пик БАМ 3074м).
    Основная идея, как и всегда: знакомство с неизвестным мне и моим спутникам регионом в спортивном темпе с преодолением различных препятствий. Поход-путешествие. Именно поэтому хотелось посетить северный Байкал, БАМ, Чарские пески, красивые обзорные точки Кодара, характерные места да  и залезть куда-нибудь. В этом смысл, веревка и ледоруб – средство. Перевалы не должны были быть сложнее 1Б, т.к. более сложные препятствия налагали более жесткие спортивные требования на участников и группу в целом. А группы еще нет в помине. Задумывался маршрут так: ст.Новая Чара-пос.Чара- Чарские Пески-Ср.Сакукан-р.Поливанный-пер.60 лет СССР –руч.Порог– р Кондрат-пер.Мурзилка- пер.Медвежий-р.Таежная-пер.Озерный-пер.Панорамный-ст.Леприндо. Если бы позволили силы, погода и время, было бы желание, можно было сходить радиально на пер. УПИ, Три Жандарма, Конструктор или в Мраморное ущелье. Наполеоновский, избыточный план. Я это понимал. Маршрут достаточно стандартный, неплохо описан, но на Кодаре все впервые. Изобретать экзотический или экстремальный маршрут для первого похода в регион вряд ли целесообразно.
    Изначально планировалась самолетная заброска. Почему самолет? Все очень просто. Отпуск мой две недели, а поезд идет 5 суток в один конец. Других вариантов просто нет. Я просмотрел множество разных отчетов по Кодару – никто из тех, кто их писал, туда не летел, все путешествовали по БАМу.  Пришлось действовать без подсказки. Ближайшие к Чаре аэропорты: Чита и Братск. Чита отпала сразу. Ненадежно (2 самолета) и очень дорого. Оставался Братск. Братск к тому же открывал перспективу прокатиться по магистрали. Был еще вариант через Иркутск, на «Ракете» через Байкал в Северобайкальск и далее поездом, но я его не просчитывал из-за очевидной затратности и, как мне казалось, авантюрности. Может и зря.
    Состыковать самолет с поездами оказалось непростой задачей. Поезда ходят или через день или еще реже или вообще сезонно. Самолеты летают каждый день, но в разное время и за разные деньги. Я ориентировался на очень удобные и, как оказалось, точные сайты: www.polets.ru (время местное) и www.poezda.net (время московское)
    Как и в предыдущие пару лет существовала  проблема комплектования группы. Это главная и принципиальная проблема для меня. Не маршрут, район, деньги или время.  Решать ее я был настроен решительно и основательно готовился к походу еще с зимы. Ошибки прошлого года, как мне казалось, я учел. Нитка маршрута была готова в феврале, и информацию про Кодар я целенаправленно собирал из разных источников. К концу зимы я был готов отвечать на все вопросы.  Было бы кому.
На старых знакомых я особо не рассчитывал. Я уже давно  не «тусуюсь» в турклубах. Сил и времени весь год заниматься туризмом нет. С годами наши с Катей молодежные компании распались.  Интересующиеся есть – попутчиков нет. Оставался Интернет. Здесь я  наивно (в который раз) и надеялся найти опытных, сильных и неглупых участников похода. Паутина велика.
    Не будет преувеличением сказать, что на мои объявления на разных сайтах откликнулось около 25 человек. Вопрос про деньги – самый задаваемый. Большинство отпали сами, когда узнали, что предполагаемая величина затрат на одного человека порядка $500. Кому-то я отказал по причине их полного возрастного и профессионального несоответствия. Извините, если кто что не так понял, я никого не пытался обидеть.
Почти никто из тех, кто просился в поход, не знали, где находится Кодар. Только предложение приобрести билет на самолет делало их задумчивыми. Все вдруг начинали живо интересоваться географией Родины. Я пел как соловей. Все тщетно. С кем-то я уже даже был в билетной кассе и водил пальцем по расписанию. Некоторые даже эти билеты купили и …. отказались. Нервотрепка была еще та.  Кто-то написал мне за неделю до старта – очень поздно. Кому-то казалось детской забавой то, что я задумал. Да я, собственно,  не альпинист и не спортсмен.
    Где-то за две недели до старта состав окончательно определился. Катя и я, муж и жена, Сергей Чернышев – с ним мы были на Урале в прошлом году, Николай  Филяков– мой старый походный товарищ, вместе мы прошли несколько сложных походов, сейчас живет в Германии, и Павел – новый для меня человек из Интернета, москвич. Чудесная компания. Всех до старта видел только один я и мне, навскидку, казалось, что пеший поход задуманной трудности вполне нам по силам. Никому перевалы 1Б не казались чем-то необычным. Сложнее и не предполагалось. Раскладку до похода я обсудил со всеми и внес коррективы, доведя ее до 550 грамм. Кате были делегированы обязанности завхоза, с которыми она с блеском справилась.

Маршрут

5 августа. Суматоха сборов наконец закончилась – мы собираемся в аэропорту Домодедово за полтора часа до вылета. Каково же было наше недоумение, когда в итоге, на борту самолета авиакомпании «Сибирь» нас оказалось только четверо. По неизвестной нам тогда причине Павел  не явился в аэропорт.
6 августа. Прибыли в Братск около восьми утра по местному времени. Потери посчитаны. Мы остались без газа, палатки для двоих, аптеки и котелков. Четко расписанная раскладка полетела кувырком.
Братск нас поразил. Сразу, в аэропорту. Оказалось, до города не ходит никакой городской транспорт, кроме такси.  Местных встречают родственники на машинах. К счастью, рейс «Сибири» бесплатно развозит специальный автобус  «Сибири».  Мы им и воспользовались. Произвели распрос местных жителей, чтобы узнать где нам выходить. Нам нужен вокзал. Все интересуются какой вокзал нам нужен – их три. Везде останавливаются поезда из Москвы. Это новость.
    Вышли на центральной площади той части Братска, что зовется Энергетик и продолжили распросы. Нам сообщили, что здесь вокзала нет, а ближайший  - на другой стороне Ангары. Туда ходит городской автобус. Мы им и воспользовались и через полчаса были в довольно большом здании вокзала. Дальше мы не перестали удивляться. Внимательно изучаем расписание поездов и сравниваем с тем, что у нас из интернета. Заявляю авторитетно: у любого нормального человека должна поехать крыша от увиденного. Во-первых время в расписании везде по БАМу – московское. Поезд уходящий, например в 23 часа, на самом деле сегодня не ходит, т.к. 23 часа это 4 утра по местному, а это уже другие сутки, четные. Во-вторых, четные и нечетные дни – соответствуют с точностью до наоборот,  поскольку (как нам объяснили в кассе) это из-за сдвига в один день июль-август два месяца подряд с нечетным числом дней. Нашего коллективного разума хватило только на то, чтобы слезно попросить кассира рассказать нам какие поезда сегодня проследуют. Тут выяснилась одна неприятная деталь – билетов на поезд Кисловодск-Тында нет вообще. Нам он был бы особенно удобен, т.к. идет до Новой Чары без пересадок, но выбора нет. Мы взяли билеты в купе поезда Москва-Северобайкальск до Северобайкальска. Этот поезд отправляется чуть раньше. Времени до нашего поезда – весь день.
Камера хранения на вокзале есть, но не работает. Пришлось уговаривать дежурного по вокзалу присмотреть за нашими рюкзаками. Дежурная любезно согласилась, но только до 16 часов. Теперь главная задача восполнить потери.
    Все с кем нам довелось общаться в Братске, продавцы или случайные прохожие – удивительно приятные, общительные и доброжелательные люди. Спасибо им за их улыбки. Они рассказали нам, что в городе есть спортивный магазин, с приятным нашему уху названием “Альпиндустрия”. Через полчаса мы были на знакомой нам площади гостиницы “Турист” и, позавтракав в пиццерии, двинулись на разграбление города. Оказалось, что аж четыре спортивных магазина с туристским и рыболовным уклоном находятся в радиусе 10 минут ходьбы от площади. Мы посетили их все и нашли примус “Шмель”, двухместную палатку, непригодную для наших нужд, котелки из толстой нержавейки по бешенной цене. Ничего из того мы покупать не стали. Вперед, в “Альпиндустрию”! Продавцы в спортоварах сообщили, что ехать туда недолго, на маршрутке от площади. Тут мы удивились еще раз. Маршрутка выехала из Энергетика и поехала на большой скорости по шоссе. Вокруг тайга. Никакого намека на крупный город. Где-то только через 20 минут машины свернула и мы въехали в другую, самую большую часть города – всю из девятиэтажек. Поистине сибирский размах! “Альпиндустрия” сразила наше воображение.  От Московского тезки магазин отличался лишь размерами. Тут мы купили газовые баллоны под нашу винтовую горелку Primus, вполне приличную двухместную спортивную палатку Tramp питерской фирмы vist за ….1800 руб. Выяснилась интересная деталь. Братский магазин не имеет никакого отношения к московскому. Просто взяли название понравившееся. И как рады нам продавцы! Дальше - в аптеку. Куплено все необходимое. Осталась лишь одна незакрытая позиция – котелок. Tatonkу мы покупать не стали – нас устроила и трехлитровая кастрюля с собственным именем «Катюша», которую мы приобрели в хозяйственном магазине. На Братскую ГЭС сходили посмотреть. Жаль фотоаппарата под рукой не было. Остаток дня провели в поисках еды в районе вокзала в Гидростроителе. Сели в поезд без опозданий.
7 августа. Проснулись на подъезде к Северобайкальску. Нашей попутчицей в купе оказалась женщина-тунеллестроитель. Сейчас проектирует туннель где-то под “Красной поляной”. Ездила в Питер на экскурсию. Туда 6дней и 6 обратно  и 3 там. Рассказала много интересного про дорогу, тоннели – патриот БАМа.
    Северобайкальск. Сейчас около 25 тысяч жителей. Когда-то было за 50. Город построен ленинградцами. Центральная часть из пятиэтажек, чистенько. Порт, современный вокзал. Работает камера хранения. Сразу купили билеты на «свой» поезд Кисловодск-Тында, билеты уже были любые. Решили нормально пообедать и искупаться в Байкале, погулять по городу, осмотреться. До поезда 4 часа. От вокзала до Байкала пешком по дорожке через мост над железной дорогой 20 минут. Пляж песчаный негрязный. Вода градусов 14-16, чистейшая. Искупались. Погода безветренная, красота. На обратном пути зашли в “таверну” при входе в прибрежный парк. Богатое меню и хамское обслуживание под “братков”. Обед на четверых стоил 500 руб, но стоил бы дороже, если бы мы всем своим видом не показали что знаем свои права и будем их реализовывать.
    Поезд Кисловодск-Тында не оставил серьезных воспоминаний, кроме проезда через Северо-Муйский тоннель и случайно услышанного разговора девушки – библиотекаря из Бодайбо  и ее мамы, пенсионерки, которая ехала из Белгорода домой, где купила «дачный» домик за 320 тысяч для летнего отдыха. Разговоры с соседями удивили – народ давно уже не бежит их этих краев, а обустраевается. Но произвол местных чиновников беспредельный.
8 августа. Прибыли в Новую Чару в 8 утра. Все пассажиры сразу разбежались, остались одни мы. Вокзал, как и весь поселок Новая Чара строился казахами с соответствующими архитектурными прибабахами. Вышли на дорогу сразу за вокзалом на автобусную остановку и через 10 минут уже ехали рейсовым пазиком в поселок Чара – там начало маршрута. Где-то минут 20-30 по асфальтовой дороге. В автобусе пытались выяснить у водителя кто из местных жителей занимается извозом на своих грузовиках и ГМСках. Поселок Чара – довольно большой, одноэтажный деревянный. Народ не бедствует совсем уж: в каждом втором доме грузовик, трактор или вездеход, не говоря уж про личный автомобиль. На мелочь не размениваются. Общий вид – традиционно советский. Обежать дворы довольно сложно. Ситуация осложнялась тем, что нас было очень мало, мы не могли быть щедрыми спонсорами. На нас смотрели с сомнением. Потратили пару часов, чтобы хоть как-то сориентироваться. Познакомились попутно со средним звеном местной власти: зам начальника милиции района, зам главы администрации, и т.п. Когда, я показал свои карты, распечатанные из Интернета, то милицейский чин чуть было не изъял их у меня, заявляя, что они секретные. У него самого карта двухкилометровка с отметками мест, откуда за последние годы ему приходилось вывозить трупы туристов. Отметок 8. Местные власти ждали какую-ту комиссию и свободные машины были забронированы для катания по пескам пьяных чиновников. Оказалось, что недавно они в Чаре уже проводили мероприятие по встрече Лужкова собственной персоной, который приезжал столбить участки под обогатительное производство (пока экспериментальное). Толи еще будет – тут местный Клондайк…..
После всех мытарств, водитель Носов подбросил нас на КАМАЗе 5-6 км до промоины в дороге за 1 тысячу рублей. Жлоб. Его жена впервые в жизни решила совершить столь дальнее путешествие от дома в сторону гор. Честно сказать, его полноприводная машина легко бы прошла и дальше. Далее дорога вообще отличная, но нашла коса на камень. Пообедали в 100 метрах на берегу Среднего Сакукана. Вдали видны Чарские пески. Километрах в четырех по прямой.
    Попасть в Чарские Пески я считал своим долгом, просто изходя из философии похода, хотя подозревал, что могу и разочароваться.
Перебродили протоку Среднего Сакукана и по сухим галечным протокам напрямую по азимуту пошли к пескам. Вскоре протоки кончились и пару километров  шли по кочковатому болоту. 15 минут по горелому лесу и за час мы добрались.  Пески- действительно песчаная пустыня с барханами, довольно высокими. Окружена лесом из лиственниц, на горизонте горы,  ветер – красота. Пофотографировались, на высшую точку не пошли, поленились. Вдали прогромыхал по песку вездеход, обвешенный делегацией. За час вернулись назад к рюкзакам. Не разочаровался.
Окунулись в протоке, парит, в рюкзак и по дороге….. Жрет мошка и комары. Стараемся делать ходки по времени минут по 40. Дорога петляет, набирает высоту, уходит от реки, но отменного качества. Любая машина повышенной проходимости пройдет легко. Прошли где-то 4 ходки и встали в 10 метрах от ручья, текущего из болотца через дорогу. Раньше нигде воды нет.
9 августа. Следующий день носил критический характер. Ночью у меня был приступ острой колики и вопрос стоял так: возвращаться, переждать, кардинально изменить всю идею маршрута. Целый день шел дождь. Переждали, заготовили дров и дождались утра. Запас обезболивающих позволял…. Жаль, пропал  резервный день.
10 августа. Хмурое утро. Сыро, но дождя нет. Готовим завтрак и слышим как вдали ревет “Урал”. Не успеваем ничего сообразить – он уже около нас. В кунге человек 25 поляков. Их испуганный руководитель выскочил из кабины и показал нам что мест нет. Противно. Мы просили чуть подождать, чтобы собраться. Водила с полным ртом золотых зубов сказал нам, что заберет нас следующим рейсом часа через три, в Чаре осталась группа красноярцев из 8 человек. Собравшись мы сами двинулись вдоль по дороге ни на кого не рассчитывая.
Через одну ходку вышли из леса и перебродили по камушкам ручей. Коля развел в бутылке “специальные” немецкие таблетки для поднятия тонуса, повышения кальция или понижения потенции. Точно не помню. Традиционно мы звали это пойло “корм для чебурашек”. Кисленькое, немного скрипит на зубах. Прошли еще ходку, встретили машину возвращающуюся назад. Водила нас похвалил за высокий темп. Вошли в “ворота” ущелья Среднего Сакукана. Дорога набирает высоту по левому берегу и затем вновь спускается к воде. Перебродили по щиколотку, еще раз перебродили, перешли по сгнившему мосту и начали плавный подъем по чудесной рукотворной аллее: прямая отсыпанная когда-то (зеками вероятно) дорога вдоль которой аркой сплетаются деревца. Погода – чудесная, но комарики. Идем хорошим темпом. Несколько ходок. Проходим левый приток Хавагду. Через него мост, но “Урал” объехал его. Мосту лет 50. Обедаем. Дорога становится местами заболоченной и трудно проходимой. Наконец упираемся в небольшую осыпь, и дорога кончается. Почти до этого места поляки доехали, заметно по следам. Никакие красноярцы нас не догнали. Здесь Средний Сакукан несколько разливается. Дальше вдоль по реке идет только старая зековская дорога, больше похожая на набитую тропу. Доходим до старого, как говорят, промежуточного зековского лагеря. Несколько гнилых бараков, колючая проволока, торчащие гвозди. Где-то я это уже видел. Все заросло лесом. У меня интереса не вызвало. Остатки «настоящего» ГУЛАГ-овского лагеря находятся в Мраморном ущелье, но нам это не по пути. Вскоре встретили какого-то бравого туриста из Усть-Илимска, который сообщил нам, что в горах холод и снег. Был он в резиновых сапогах и шерстяной шапке и палками-телескопами. Тут же встретили группу эстонцев 8 человек, которые не были столь информативными- они разбивали лагерь, но казались приветливыми и спортивными.  Через 100 метров мимо нас, нам навстречу, проследовала большая группа школьников 8 класса. Ну очень серьезные.
Тропа упирается в ручей Поливанный – довольно мощный, и мы взобрались по его берегу вверх метров на 20 в поисках места. Заночевали  на маленьких площадках в редком леске.
11 августа. Утром пасмурно, дождя нет. Собираемся, одеваем рюкзаки и пропускаем вперед эстонцев. Уж очень они спортивно идут. Улыбаются и ничего не говорят. Тропа сразу теряется – выходит на прибрежный крупный курумник. Впереди каньон, по воде не пройдешь. Видим как эстонцы упираюся в прибрежные скалы и лезут почти в лоб на крутой, поросший стланником и лиственницей склон горы. Больше их не видели. Мы последовали их примеру. Надо признать, что это мероприятие было нашим первым серьезным испытанием. Четкого пути мы не прочитали, лезли напролом местами, свободным лазанием по скалам и веткам. Больше часа. Дальше подсекли плохо читаемую тропку, которая набирает высоту по гребню. Постепенно тропа выполаживается, становится однозначной, проходит траверзом склона, пересекает несколько ручьев и выходит в расширяющуюся долину ручья Поливанный. Дальше пологий набор высоты по слегка подзаболоченой долине (вид назад). Поднялись к концу зоны леса и заобедали. Прохладно. После обеда двигаемся вдоль ручья по его левому берегу, переходим на другой берег, любуемся панорамой боковой долины, ведущей к перевалу Москва, водопадом на противоположном борту. Перед нами взлет на первую ступень перевала 60 лет СССР. Наметили путь и за полтора часа вышли на предперевальный цирк. Подъем дался нелегко. Набор высоты значительный, технической сложности не имеет. Получасовой отдых и сорокаминутный взлет. Мы на перевале. Время уже к вечеру, мы рисковали, но нам сильно повезло с погодой: солнышко и безветренно. В туре не обнаружили ничего и ничего не оставили. Следов эстонской группы никаких. Их тут не было. Кое-где лежит нетоптаный снежок. Начинаем спуск. Сначала 30 метров травы. Далее по левому по ходу кулуару.  Кулуар узкий и камнеопасный. Спускаемся плотной группой мелкими траверзами от одного борта к другому. Утомительный спуск занял больше часа. (Вид назад на перевал) Категорийность, пожалуй, на грани 1А-1Б. Внизу широкий цирк, мест для палаток много, но нет воды в ручьях. Пришлось ходить за водой метров 300 к селевому выносу с правого борта, в котором вода теряется. Холодно. Сергей, решивший в Москве (почему-то), что мы едем в лето, лишь на минуту выпрыгивает из спальника за миской.
12 августа. С утра погода отличная. Лопаем кашу и выходим. Идем по сухому руслу ручья, читается очевидная тропа по его левому берегу. Далее тропа уходит вверх от ручья на левый борт и благополучно теряется в стланике. Сбрасываем высоту напролом и выходим в русло левого притока или истока ручья Порог. Сначала пытаемся идти вдоль воды, но то что это бесперспективно ясно через 100 метров. Лезем вверх на левый берег в надежде подсечь тропу. Должна же она быть! Не нашли и поверху через кедрачь и тайгу тащимся вдоль реки. Вымотались невероятно. Время полвторого и я решаю устроить обед на попавшемся в лесу ручейке а сам спускаюсь на разведку к реке в поисках тропы. Набитая тропа нашлась в месте впадения нашего ручейка в реку… метрах в 500. Вдали в долине Апсата громыхает гроза. Нам туда. Не хочется самому идти под дождь.  Появляются обильно всевозможные кровососы и обильно кровососут. Начался сильный дождь и похолодало. Тропа – широкая  и тем не менее местами ( на селевом выносе, заболоченных участках) легко теряется. Тратим время всякий раз, чтобы не упустить ее. Идем почти без привалов. Проходим изгородь из тонких стволов лиственниц. Доходим до широкой долины Апсата. Река где-то впереди, но мы по тропе забираем на восток в направлении р. Кондрат. Проходим болота, тайга горелая, дождь. Приказали долго жить от воды мои часы. Наконец пробиваемся к берегу реки, а точнее стрелке р.Кондрат (Ягельной) и р.Апсат (до нее метров 300) и на ровных стоянках в окружении полусухих лиственниц ставим долгожданный лагерь. Тент, костер, сухие спальные носки – что еще надо в жизни. Вымотались изрядно. Воду брали из ближайшей лужи.
13 августа. Встали и неспеша пошли к стрелке. Через 200 метров пара домиков-зимовьев. Один - человека на 4 в приличном состоянии. Вдоль Апасата к зимовью по берегу идет колея. Вездеход или  “Урал”, наверное, может проехать. От зимовья сначала по набитой дороге метров 300 шли к реке Кондрат, а затем свернули на тропу и стали двигаться через лес уже вдоль реки. Бродить разбои не решились, т.к. не до конца понимали зачем. Впрочем, тропа совсем скоро стала призрачной, скорее следы кого-то. Долина Кондрата сузилась, и мы двигались траверзом правого ее борта, набирая по ходу высоту, пока не уперлись в поросшее мощным кустарником сухое русло ручья. На преодоление этого участка в совокупности потратили более часа. Каждый нашел свой путь, но обходить  надо все же верхом. Далее через кедрачь  и вышли к берегу реки, где и заобедали. Коля и я  искупались: вода ледяная и ветер холодный. От воды вновь чуть поднялись на борт и подсекли нечеткую тропу, которая пробивается сквозь стланик. Вдали открылся вид на вершину 2397. Тропа становится все четче, и мы не сходим с нее, пока окончательно не потеряли ее в относительно свежем селевом выносе. Поиски ее ни к чему не привели, и мы подошли к воде и перебродили реку по колено. К этому нас подвинул отчет рук.Бычкова. Через пять минут мы подсекли хорошо набитую тропу, которая интенсивно петляет в прибрежных кустах, пока не растворяется у воды в том месте, где на карте указана наледь. Никакой наледи нет, но река в этом месте течет в широком галечном русле. Искать, где тропа взбирается на поросший стлаником берег не было сил, и мы решили срезать путь по камням вдоль воды. На преодоление наледи ушло полчаса, дует холодный мордодуй, пора искать место для ночевки. Дойдя до сужения русла, поднялись на левый борт и через 15 метров подсекли потерянную тропу. Через 200 метров уже в сумерках разбили лагерь на крошечной полянке у самой воды прямо на тропе, на которой едва поместились две наши двухместные палатки. Перед отбоем пошел снежок, несильный такой.
14 августа. Утро пасмурное и холодное. Сначала идем по тропе по левому берегу реки одну ходку. Далее тропа подходит к воде и исчезает. Начался и прекратился легкий снежок. Бродим протоку и оказываемся на острове, по которому тропа продолжается. Переходим все неширокие протоки и в итоге оказываемся в крайне правом уже сухом русле. Берег непреступной колючкой ощетинился густыми кустами. Чуть впереди замечаю тур из 3 камней, обозначающий начало тропы по правому берегу. Спасибо вам добрые люди, достал этот кустинг. Движемся вновь по тропе с набором высоты в нашу долину. Тропа иногда теряется на селевых выносах. Еще какое-то время корячимся вверх по кустам. Коля вырубает нам новые мощные дубины взамен треснувших альпенштоков. Наконец кусты остаются внизу и мы стоим на четкой тропе, ведущей к ригелю. Еще одна ходка и на широких плоских скалах перед началом взлета обедаем на газу. (Вид назад) Настроение у всех улучшилось, Коля даже принял несколько стандартных поз покорителя Кодара. Сходство с Индиано-Джо почти портретное. Подъем на ригель слева по ходу занял 30-40 минут. Наверху озеро, ручей из него вытекает водопадом. Дальше мы двигались траверзом его берега, что несомненно было ошибкой- склон из подвижной средней осыпи. Лучше и проще идти вдоль самой воды. В конце озера – плотина метров 20. За плотиной котловина. Мы спустились туда и ожидали Катю, которая довольно сильно отстала. Внизу пятнами лежал снежок, но место под палатки было. Идти сегодня на перевал уже тяжело и поздно. Идем мы медленнее, чем я предполагал. Катя отстала сильнее и серьезнее, чем мы думали, даже охрипла, но в итоге нашлась. Место, где она обнаружилась, оказалось гораздо лучше нашей площадки, и мы все поднялись из котловины на ее борт. Рядом шумит водопад, горы вокруг присыпаны и подконтращены снегом. Лютый холод. Ставим лагерь. Судя по всему, мы стоим на площадке, где часто ночуют группы. Обнаруживаем какие-то элементы зимнего снаряжения и осколки термометра. Одеваемся в теплое. Ужинать еще рано и Коля, Катя и я совершаем прогулку еще к одному озеру, которое отделено от нас невысокими плоскими скалками. Сергей остался бороться с холодом в спальнике. Озеро подернуто тонким льдом, вокруг суровые скалистые кручи, как волшебные   замки. Быстро проглатывается горячая пища. Завтра перевал Мурзилка – повезло бы с погодой.
15 августа. Подъем как обычно в 6-30. Холодно, но пока дождя нет, даже иногда сквозь облака пробиваются лучи солнца. Обходим водопад и, не теряя высоты, идем траверзом на дальний край котловины.  Короткий взлет на небольшую морену и перед нами открывается вид на ледник, заполняющий цирк перед перевалом. Ледник пологий, присыпан снегом не менее полуметра, трещины не просматриваются. Снег держит, идем без кошек след в след. Сам взлет на перевал довольно крутой, но не длинный  и ступени в снегу уверенно держат. Рандклюв забит снегом. Седловина узкая, четверо помещаются с трудом. В туре записка от 26 февраля 2004 года! (г.Котлас, т/к «Север» рук.Шорников А.С. погода: ясно, тихо, -40) А я-то думал мы какая-нибудь двадцатая группа на этом перевале в этом году. Написали свою. Съели перевальную шоколадку. С перевала открывается вид на перевал УПИ. Спуск – пять метров мокрых скользких скал свободным лазанием. Вешать веревку не хотелось – очень холодно и дождь пошел. Попробовал осторожно спуститься с рюкзаком и слез без проблем. Камни не живые. Снизу следил за спуском остальных, потом слазил за Катиным рюкзаком. Дальше спуск сначала по сыпушной и камнеопасной полочке, а затем вариантов спуска множество, мы старались выходить на снег, по нему идти было проще, чем по курумнику. С севера все время натягивает дождливые тучи и поливает морось. Общий спуск показался нам длинным и утомительным. Обедали под большим одиноким камнем, укрывшись от ветра, уже в долине Среднего Сакукана. Двигались левым бортом долины, по тропе. Но троп тут довольно много, часто сбиваются, вероятно оленьи. Открылись виды на другие боковые долины среднего Сакукана. Красиво. На самом Сакукане видели мощную голубую наледь и следы оленя. Как-то без затей потеряли тропу на заболоченном плато и нашли ее вновь уже окончательно, спустившись с борта ниже к воде напрямик через мокрый стланик. Подлый дождь идет каждые полчаса, и облака то скрывают все вокруг, то поднимаются, обнажая прекрасные вершины. На тропе уткнулись в палатку с печкой угрюмого вида оленевода, который спросил нас не видели ли мы одинокого оленя. Оленя мы не видели. Дальше еще ходка вниз по петляющей тропе и мы подошли к переправе через Сакукан. Лазить по бревну не стали, перебродили так на островок – очень скользко. Еще одна переправа по бревнам через протоку и мы на правом берегу реки. Лес жидкий, все сушины в округе порублены. Тут навстречу нам попался одинокий турист-пенсионер в брезентовой штормовке. Гуляет, фотографирует. Москвич, рассказал нам, что в домике бывшей ГМС, что в 500 метрах вниз по Сакукану сейчас читинцы (ушли в радиалку). Вид у него был интеллигентный, но вел он себя навязчиво, что-то в облике отпугивало, навскидку я бы его назвал активным последователем Новодворской, ну или хотя бы агентом империалистической разведки.  Опять дождь как из ведра. Ставим лагерь. Ищем дрова. Сергей нашел довольно толстый сухой сук на лиственнице и, взобравшись на него, остервенело грелся цепной пилой, пока предсказуемый результат не был достигнут. За полчаса дрова мы насобирали и костер распалили. Вечером стали считать оставшиеся дни. По моим прикидкам мы в графике, но запасных дней нет. Всех очень волнует возможность повторения алтайского 2002 года варианта выброски с опозданием на самолет.
16 августа. Ранний подъем. Находим тропу, переходим по бревнам ручей Сюрпризный (некоторые называют его ручьем Медвежим) и начинаем подъем в его долину. Тропа забирает вверх, очевидно пытаясь обойти стланик, но это ей плохо удается. Через ходку уже на некоторой высоте, хорошо просматривается пик Пионер. Погода не обещает улучшения, ползут дождевые тучи и холодно. Через какое-то время тропа резко сбрасывает высоту, спускается к воде, и вновь ее немного набирает и в месте раздвоения упирается в указатель с нечитаемыми надписями. Отсюда путь к перевалу Сюрприз. Мы идем направо к Медвежему. Тропа хорошая, подъем пологий. Постепенно подходим к подперевальному озеру. Пошедший было дождь превратился в снеговой заряд, скрывший от нас вид на перевал. Время – 2 часа. Обедаем. Вливается живительный горячий супчик. Снег кончился и небо раздуло. Открылись виды на ледник Азаровой, пик БАМ, перевал Три Жандарма и сам перевал Медвежий. Выглянуло солнце. Подъем на перевал занял 40-60 минут. Путь пролегает траверзом с выходом в нижнюю седловину (Медвежий ложный) с последующим набором по гребню до тура. Находясь на перевале, слышали слабые крики – это последователи Новодворской снизу орали друг другу что-то нечеловеческими голосами. Они гуляли. В туре записки нет, мы написали свою. С перевала потрясающий вид на Центральный Кодар. Пофотографировали. Спуск оказался сложнее, чем предполагали. Сверху читается однозначно. Очень узкий и крутой и длинный кулуар заполненный живой средней и мелкой осыпью. Необычайно камнеопасно. Шли максимально плотной группой, при этом первого по колено засыпало камнями. Укрыться от падающих сверху камней негде. Камни на бортах кулуара живые. Ниже кулуар расширяется, появляется возможность маневра. Если подниматься именно этим путем со стороны реки Ледниковой едва ли категорийность ниже 1Б. В нижней части спуска осыпь гораздо крупнее, там сразу стали забирать в сторону ледника Сов. Географов. Сели отдохнуть на травке внизу и увидели группу человек из 8 – студенты из Самары. Шли как раз на подъем на Медвежий. Пообщались. Они прошли связку перевалов Верхнесакуканский - Проходной. Намерзлись тоже. Видели медведя. Мы им рассказали про наш спуск и они ушли на подъем. Надо заметить, что кулуар со стороны реки Ледниковой читается плохо. Мы дошли до большой ровной площадки с бочкоподобным железным контейнером для мусора посередине. Очевидно, на эту площадку садится вертолет. Затем долго с удовольствием в бинокль рассматривали неторопливый ход самарской группы и их попытки построиться. Поставили лагерь и рано легли спать. Ночью мороз.
17 августа. Ранний подъем. Видели двух пасущихся козлов в 30 метрах от лагеря. Сфотографировать не успел. Холодно, но на небе ни облачка. Трава подернута инеем, палатки обмерзли. Поднимаемся вдоль реки, а скорее ручья Ледниковый. В самом верховье у ручья несколько водопадных русел, которые мы обходим по правому борту. Обходим моренные нагромождения камней, поднимаемся на скальные ступени.  Вода замерзла в лужах и спала за ночь и лед рассыпается с хрустальным звоном под нашими ботинками. Красивый плакучий водопадик встает у нас на пути. Скорее к солнцу!  На солнышке посидели погрелись. Первый маленький ледничок – часть ледника Тимашевой. Оледенение на карте показано гораздо значительнее, чем на самом деле. Снег жесткий, не скользко. Преодолеваем морену и встаем на зачехленный ледник. Приваливаем, жадно потребляем «корм для чебурашек». Солнце шпарит, хорошо, что мы в очках. Прекрасный вид на пик БАМ, на западную часть ледника Советских Географов, перевал Ленинградец. Четко виден пройденный вчера перевал Медвежий. Мы уже выше. 100 метров крутого подъема по уже раскисшему снегу и мы на большом плоском леднике. Я шел уже в кошках, но снег достаточно глубок и кое-как держит. Длинный пологий подъем по леднику Советских Географов, под перевал Четырех. Сам перевал в тени, экспозиция северная, но с противоположных южных склонов цирка сыпятся камни. Собираемся под перевалом. Бергшрунд, про который пишут все авторы, засыпан толстым слоем снега и еле заметен, но и перевальные скалы в снегу. Рассматриваем перевал в бинокль, намечаем линию движения. Одеваем обвязки. Сергей в кошках с веревкой поднимается сначала по леднику траверзом под перевал и затем в лоб доходит до скальной стенки, где ему удается на петле закрепить веревку. Затем поднимаюсь я и от точки его стояния ухожу вправо на полку, где обнаруживается вполне надежный крюк. У нас крючьев нет и в поход мы идем пеший. Крюк чужой, пользоваться им скорее всего неверно, но выбора нет. По одному собираемся на полочке. Дальнейший путь вправо вверх в обход скалы с ледорубом, с нижней страховкой. Склон обмерз, присыпан толстым слоем снега. Рублю ступени, расчищаю зацепки. 5 метров экстрима по обледенелым камням на животе и выхожу на крутой глубокий снежник. Страховка ледорубом, ступени по колено. Еще один изгиб веревки и я забрался на маленькую полочку в двух метрах от перевала. Снизу дали знать, что 50 метров веревки кончаются. Вешаю петлю на вполне надежном выступе скалы. Катя лезет по веревке,  но первый участок ей не дается – очень скользко. Приходится спускаться, чтобы помочь ей. На самом перевале уже солнышко и не так холодно. Сняли зписку туристов из Казани от 11.08.2004 рук. Ванюшин М.Ю. Написали свою. Пришлось еще два раза челноком подниматься и спускаться за своим и Катиным рюкзаком. Ступени разбились и подъем по обледенелому склону чисто по перилам. Вымотался. Пока челночил, Коля закрепил на петле вторую веревку и начал спуск по кулуару прямо от седловины. Следом пошла на спуск Катя. Сверху кулуар казался пешеходным, но на деле оказалось, что веревка на спуске абсолютно необходима. Катя в сложном для нее месте сняла рюкзак и при попытке перетащить его на нижнюю ступеньку рюкзак улетел вниз. Сверху было хорошо видна траектория его падения. Также летело бы и тело, с хрустом и тупыми звуками за несколько секунд преодолев сотню метров, совершая эффектные кульбиты. После того, как все спустились по веревке с рюкзаками на широкую полку, Коля слазил и с нижней страховкой снял веревку. Я в это время сходил за Катиным рюкзаком. С виду он почти не пострадал. Только бинокль, сохранив внешние формы, перестал быть оптическим прибором и полностью анегелировал поясной самосброс (обе части), как будто его никогда и не было.. Время уже почти 7 часов вечера! Ничего себе перевальчик 1Б! Уходим с полки траверзом направо по ходу и вниз по глубоким снежникам. Дальше по камням до первых ровных площадок не доходя лазоревого озера. Здесь расчищенные места для палаток. Опять холод. Быстро ставим лагерь, запускаем горелку. О черт – шланг горелки от перегрева расплавился и газ бьет струей. Ремонт занял полчаса. Оказаться без горячего в этот день было бы слишком. Сильный ледяной ветер со стороны перевала быстро загнал нас по спальникам.
18 августа. Традиционный холод с утра. Приняли окончательное решение после вчерашних мытарств изменить первоначальный маршрут и выходить по Верхнему Сакукану. Это экономит день, но все как-то не настроены  на бескомпромиссную борьбу. Холод нас доконал. Вышли довольно рано. Солнце  еще не доходит до долины. Проходим озеро. Ледник сверху затоплен водой и из-за этого возникает ощущение, что рядом с тобой природный бассейн. Но купаться не тянет. Сбрасываем высоту довольно резко по руслу реки Таежной. Вышло солнце и стало жарко. Проходим несколько поворотов. Переходим на правый берег реки и проходим довольно  крутой осыпной траверз. Внизу, метрах в 50 река падает водопадом, камни летят из-под ног. Наконец окончательно спускаемся к воде. Начинается зона леса. Пытаемся найти тропу по левому берегу, но она быстро теряется. Спускаемся вновь к камням и идем по руслу. Камни в русле крупные гладкие, обливные в паводок, идти тяжело, Катя сильно отстает, и мы ее все время теряем и ждем. Сброс высоты приличный. Наконец выходим на левый берег и подсекаем набитую тропу. Обедаем на стрелке с левым притоком Таежной. Купаемся. До Верхнего Сакукана еще километр. После обеда идем по тропе, которая сворачивает на левый берег Верхнего Сакукана . Несмотря на набитость тропы один раз теряем ее и выходим к воде. Отставшая Катя не сбилась и мы быстро взбираемся назад на берег к тропе. Берега Сакукана покрыты лиственничной тайгой. Идти несложно. Планируем к вечеру дойти до зимовьев, что нам и удается. Зимовья (3-4 полуземлянки) разрушены, сгнили, для жилья непригодны совсем. Ночуем на берегу реки рядом  меж лиственниц.
19 августа. Утром погода чудесная. Выходим по тропе и теряем ее переходя р. Бюрокан. Лазаем по склону в ее поисках, находим еще брошенное зимовье. Кругом колючая проволока. Наш народ другой проволоки не признает.  Наконец находим и вновь по тропе. Тропа забирается довольно высоко по берегу и далеко отходит от воды, проходит заболоченные участки, идет по лиственничной тайге. В стороне от тропы чум оленеводов без видимых признаков людей. Наконец выходим на обзорную точку, с которой просматривается вся нижняя часть Верхнего Сакукана и спускаемся к воде. Здесь мы обедаем, купаемся. Тропа вообще превращается в парковую дорожку – утоптана и расчищена. Через 200 метров подходим к стойбищу оленеводов. Чум, женщина и пара пугливых ребятишек. Чего нельзя сказать про оленей. Красивые крупные животные, огромные рога и явное желание поднять на них меня. Я с таким стереотипом поведения уже знаком по Уральскому походу. Фотографируемся на память на удалении. Внятно объяснить, как нам выйти на станцию женщина не смогла. Но с такой тропой куда же денемся…. Проходим изгородь, русло сухого ручья и через полкилометра натыкаемся на встречную группу человек 12 из Усть-Илимска. Размер и вес их рюкзаков впечатляет. Студенты, судя по всему, все в резиновых сапогах. Их маршрут из одних 2А стандартного набора. Рассказывают нам подробнее, как мы можем выйти на станцию Сакукан. Сообщили нам, что тропа скоро потеряется. Как-то не верится. И вправду, уже через полчаса мы тратим огромные силы на поиск тропы. Она часто выходит на песчаные плесы и теряется в разбоях. Ориентируемся на следы оленей и сапог. Наконец, измотанные в конец, пройдя брошенную стоянку оленеводов и горельник, выходим к берегу реки. По другом берегу граница гор. Ищем брод. Река широкая, течение несильное, брод по колено. На правом берегу глубокий нетоптаный мох, заросли очень крупной и обильной голубики. 15 минут поисков и мы наткнулись на вездеходную колею, которая должна привести нас к БАМу. Расчищаем площадку и ставим лагерь среди тополей на берегу. На сегодня все. Полночи было слышно, как дизель монотонно урчит где-то рядом.
20 августа. По карте до БАМа напрямую не больше 5 километров. Колея сильно петляет. Вышли бодро, почти браво. Шел первым и спугнул пару глухарей. Никогда раньше не видел. Здоровая курица! Идем час, идем два, дорога не кончается, БАМ не приближается. Идем три. Катя уже расстроилась и припустилась так, что мы еле за ней поспевали. Жарко и жрет мошка и комары. Наконец к исходу четвертого часа дорога выходит в сосенки, стала автомобильной, даже отсыпанной и …. еще  километр. Нет сил уже. Конец бывает у всего. Последние 700 метров вообще фантастика: прямая  как стрела ровная дорога упирается в шпалу, за которой лужа и Железная дорога. Тупик из ниоткуда. Проехать по этой дороге нельзя. Очевидно, заготовка на будущее. Вылезли на полотно.1701 километр. Отдохнули. 5 км по прямой - это километров 16-17 по лесной дороге. В 100 метрах параллельная БАМу грунтовая автодорога. Очень жарко, идти по пыльной дороге особенно тяжело. 2,5 км в направлении от Чары и видим станционный белый домик. Станция Сакукан. Домик закрыт, расписания нет. Воды вокруг нет. Ни людей, ни машин. Проходит грузовой поезд. Поразительно, практически с ровной громкостью его слышно минут 30. Сидим в тени жиденьких березок и сушим шмотки. Хочется пить и есть. Вдруг видим, как вдоль железки пылит Урал-вахтовка. Бегу перехватывать. Останавливаются. Приехали дорожные рабочие на обед. В станционном домике у них оказывается база. Поедут в сторону Новой Чары через полчаса и нас заберут. Счастливые садимся в кунг. Едут-курят-ругаюся-играют в карты. Высадили нас, не доезжая Новой Чары. Отдали им недопитый спирт. Нам сказали, что до поселка 1,5 км. Обманули гады!  Жара градусов 30. Мы полтора часа в хорошем темпе без остановки шли по путям до вокзала мимо бесконечных вонючих цистерн! Прокляли все. Вокзал, вода, вода, вода. Купили билеты на поезд Новая Чара - Северобайкальск. Пожадничали и взяли в общий вагон. Выбор был между купе и общим. Перепаковывались, поели в пригостиничном кафе. До поезда остается 30 минут и прибывает поезд Куанда-Новая Чара: тепловоз, платформа и пассажирский вагон. Знали бы, не уехали на вахтовке. В вокзале появляется табор цыганок. Откуда они тут…? Слышу краем уха, что они берут билеты в наш вагон на наш поезд. Приключения только начинаются! Объявили посадку, несемся к поезду чтобы успеть занять полки. За нами цыгане. Но Коля – мастер штурма общего вагона тамбовского поезда, их сделал! В вагоне мы 5 раз меняли диспозицию, чтобы соблюсти дистанцию. Засыпал я под “Ой мороз, мороз…” в пьяном цыганском исполнении. Я честно продрых до Северобайкальска, но остальные рассказывали страшные вещи. Вагон набился до отказа, пел и орал всю ночь….Забавно, что поезд остановился на станции Сакукан. Из последнего тамбура очень интересно было смотреть как сбрасывает траверзами по долине высоту поезд. БАМ – грандиозная стройка советского периода!
21 августа. Прибыли в Северобайкальск утром, купили билеты в КУПЕ поезда Северобайкальск-Москва до Братска, точнее до станции Падунские Пороги. До поезда сутки. Завтракаем в привокзальном кафе. Решаем, что делать. Решили съездить на горячие источники. Вышел на привокзальную площадь и спросил у таксиста. Был схвачен мертвой хваткой, и уже через 10 минут мы ехали на микрике в местечко Гоуджекит с рюкзаками. Дорога на машине 30 минут. Горячие источники – домик с кафе, баром и кассой, две ванны с действительно горячей минеральной водой. Вокруг как бы местный курорт, чуть поодаль какой-то брошенный карьер и свалка металлолома. Питьевая вода за 500 метров. Сюда раз в день ходит электричка и раз в час маршрутка. Мы расположились в елках в 100 метрах от ванн. Ванны стоили того (стоили они 30 руб на 2 часа с человека), чтобы сюда ехать, кожа и мозги расслабились. Коля встретил знакомых еще по СТП,- ходили на Колар, сплавлялись, они знали  и моих общих знакомых. Мир тесен, круг узок. Местные считают воду целебной пьют и запасают ее бутылками. После ванн стало ясно, что здесь нечего делать и на своем микрике мы отправились в Северобайкальск. Водитель Коля по прозвищу Ламбада - человек лет 55 с хорошо подвешенным языком стал нашим гидом. Думаю, вместе с братом, он  является ключевым элементом привокзальной таксистской мафии. Заплатили мы ему неоправдано много, но он свое отработал. В Северобайкальске он уже 18 лет. Знает все тут. По дороге завез нас пофотографироваться на декорации, оставшиеся от съемок фильма про татаро-монгол и древнюю Русь. Декорации уже в плачевном состоянии, а могли бы при умелом подходе приносить доход - здесь все останавливаются. Свозил нас по магазинам – мы закупились на ужин, рассказал, что был выпущен CD с песнями о БАМе в честь его 30-летия. И еще много чего. Про быт коряков, про уцелевшие до наших дней сталинкие лагеря, про зимнюю езду по льду Байкала. Наконец он отвез нас на более-менее приличное и красивое место на высоком берегу Байкала, где мы и провели остаток вечера. Подарил слюду из забоя сталинского лагеря – мы забыли ее на стоянке, разгильдяи.
22 августа. Проснулись и пешком до вокзала. CD с песнями удалось купить. «Дорога железная…» Купили омуля всякого – на Байкале все таки.  Поезд.
23 августа. Ночью прибыли в Братск. На такси за 15 минут и 250 руб добрались до аэропорта. Таксист сильно смахивал на киллера-профессионала. Руки – клешни как у снежного человека, голова – как у Годзиллы. Самолет наш около 9 утра по местному. В Москве были в 9-30. Кстати, газовые баллоны, как и в 2002 году, провезли легко. Теперь не получится, наверное.

Выводы.

    Поход удался на славу. Психологически ненапряженный. Все соответствовало его главной идее: посмотреть Кодар и вернуться живыми и довольными. Мы получили кайф как от природы и увиденного, так и от преодоления спортивных препятствий, погодных невзгод и собственных сомнений и слабостей. Очень хорошо, что никто из интернетчиков не лег нелегким бременем на группу. Все были примерно одних физических кондиций. Это ничего, что весь первоначально задуманный маршрут не был пройден. Нам хватило. Перевалы 60 лет СССР, Мурзилка, Медвежий – порядка 1Б, все камнеопасные.  Не пренебрегайте этим до старта. Кодар отличается от других горных систем очень приличным перепадом высот, сложностью подходов. Стланик кедровый и ольховый, плохие тропы – большие физические затраты. Мы попали, вероятно, в какой-то холодный год или период: больше чем полмаршрута я прошел в перчатках. Не понимаю, как выжил Сергей. По молодости, наверное. Я бы без пуховки просто умер. Перевал Четырех – был пройден с ошибкой на спуске. Я перечитал чужие описания – спускаться надо было не по кулуару, а в обход по сыпухе. Но то что мы прошли и на подъеме никак не ниже 2А. К этому я не готовился. Как рекомендация – не забывайте накомарники и репилент.  Правильным оказался и день релакса в Северобайкальске. Поход он не испортил. Если позволяют деньги, то вариант заброски с самолетом и поездом (или двумя поездами) весьма оптимален. Две ночи в поезде и старт с утра. Посмотрели Братск и Северобайкальск, проехали по БАМу– когда еще побываешь. Увидели и услышали людей с другого края земли. Живет страна.
P.S. Павел просто разгильдяй и банально опоздал на самолет. А что мы только не придумывали, даже пили «за того парня».

Ссылки:
Карты киллометровки , то что надо.
Туристская схема Кодара, Свердловск 1991, советую иметь, нас она выручала, на ней обозначены и подписаны ледники, перевалы, вершины. Только дорога от Верхнего Сакукана до БАМа показана условно. Не так она идет! Легенда к схеме.
Хребтовка.
Личный сайт Николая Филякова.

Отчеты, их много, разнообразных, в основном по Центральному Кодару. Библиотека МГКТ
5472,5814, 5902, 5731, 5982 и многие другие.
Отчеты, которые имеются здесь, лежат и в других местах.
здесь и здесь и др.на сайтах http://www.mountain.ru/, http://www.tourism.ru/
Рисовать наш маршрут на схеме нет смысла, он стандартен.

Спасибо, что прочитали. Пишите  , с удовольствием пообщаюсь.
Куда на следующий год? Вопрос пока открыт.